Рубрика: Государство

  • Банк России намерен унифицировать порядок проведения проверок поднадзорных организаций

    Банк России намерен унифицировать порядок проведения проверок поднадзорных организаций

    Банк России намерен унифицировать порядок проведения проверок поднадзорных организаций
    racorn / Depositphotos.com

    Регулятор подготовил проект Инструкции «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), проверок деятельности некредитных финансовых организаций (за исключением некредитных финансовых организаций, осуществляющих актуарную деятельность), инспекционных проверок не являющихся кредитными организациями операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, порядке надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в части проведения проверок, порядке участия служащих государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в проверках банков-участников системы страхования вкладов, негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, поставленных на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц, их правах и обязанностях» (далее – Инструкция). Документ направлен на независимую антикоррупционную экспертизу (она завершится 10 декабря).

    Так, в проекте Инструкции1 определены:

    предмет проверок (оценка соблюдения поднадзорными лицами требований законодательства РФ в сфере регулирования их деятельности, надзор за соблюдением которого осуществляет Банк России, изданных в соответствии с ним нормативных актов Банка России, а также исполнения предписаний регулятора, проводимая на месте осуществления деятельности поднадзорных лиц);периодичность проведения плановых проверок (проверки проводятся не реже одного раза в три года в отношении: кредитных организаций, операторов платежных систем и операторов услуг платежной инфраструктуры, страховых организаций со стоимостью активов в течение полугода более 20 млрд руб., НПФ, осуществляющих деятельность по ОПС, бюро кредитных историй, организаторов торговли, центрального и расчетных депозитариев, центрального контрагента и репозитариев, клиринговых организаций, СРО, объединяющих микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и т. п.);порядок обмена документами и информацией между Банком России и поднадзорными лицами (в форме электронных документов через личный кабинет участника информационного обмена или на материальном носителе в случаях технической невозможности обмена документами через личный кабинет).

    Кроме того, установлены права и обязанности руководителя и членов рабочей группы, являющихся уполномоченными на проведение проверок представителями Банка России. В частности, им разрешено пользоваться как своими, так и предоставленными поднадзорным лицом техническими средствами, включая компьютеры, оргтехнику, телекоммуникационное оборудование, электронные носители информации, спецсредства, имеющие функции фото-, киносъемки, видео-, аудиозаписи, или средства фото-, киносъемки, видео-, аудиозаписи. Согласно проекту они также могут проводить в установленных случаях осмотр предмета залога и ознакомление с деятельностью заемщика – юрлица либо ИП проверяемой организации или залогодателя – юрлица или ИП, не являющегося заемщиком по ссуде (с выходом на место), предъявлять поднадзорному лицу требования о представлении документов и выполнении иных действий в целях оказания содействия в проведении проверки, снимать копии с документов, полученных от поднадзорного лица, и выносить их из помещений проверяемой организации для приобщения к материалам проверки и т. п.

    В свою очередь, руководитель поднадзорного лица, а также поднадзорное лицо, являющееся ИП, вправе: получать от Банка России информацию об адресате Банка России, представить мотивированное ходатайство о продлении срока исполнения требования, установленного в реестре требований, до его истечения, представить в Банк России возражения или замечания по акту проверки. При этом поднадзорное лицо обязано содействовать в проведении Банком России проверок (конкретизирован перечень действий, направленных на такое содействие). А в случае выявления фактов неисполнения или несвоевременного исполнения поднадзорным лицом возложенных на него обязанностей может быть составлен акт о воспрепятствовании проведению проверки (хотя последний не будет основанием для обязательного приостановления или прекращения проверки).

    Вместе с тем, регламентирована процедура организации проверок. Она касается подписания должностными лицами Банка России поручения на проведение проверки, извещения поднадзорных лиц о проведении плановых проверок путем направления им предварительного уведомления, составления акта проверки. Также закреплен порядок оформления результатов проверок и прописано содержание каждой из частей акта проверки – вводной, аналитической и заключительной.

    Отметим, в настоящее время действуют отдельные инструкции по проведению проверок для кредитных организаций (Инструкция Банка России от 5 декабря 2013 г. № 147-И), для некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций (Инструкция Банка России от 24 апреля 2014 г. № 151-И), для операторов платежных систем и операторов услуг платежной инфраструктуры (Инструкция Банка России от 21 декабря 2017 г. № 184-И). В них предусмотрены особенности проведения проверок в зависимости от вида поднадзорного лица, в том числе различается периодичность проведения проверок. Новая Инструкция призвана унифицировать порядок проведения проверок для рассматриваемых поднадзорных лиц – в случае ее одобрения она заменит действующие акты.

    _____________________________

    1 С текстом проекта Инструкции Банка России «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), проверок деятельности некредитных финансовых организаций (за исключением некредитных финансовых организаций, осуществляющих актуарную деятельность), инспекционных проверок не являющихся кредитными организациями операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, порядке надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в части проведения проверок, порядке участия служащих государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в проверках банков-участников системы страхования вкладов, негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, поставленных на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц, их правах и обязанностях» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/15/12-19/00097783).

    Источник: garant.ru
  • Разработан проект Процессуального КоАП РФ

    Разработан проект Процессуального КоАП РФ

    Разработан проект Процессуального КоАП РФ
    JanPietruszka / Depositphotos.com

    Минюст России представил проекты нового КоАП РФ (портал ГАРАНТ.РУ писал о нем ранее) и Процессуального КоАП РФ (далее – ПКоАП РФ), тексты которых размещены на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. При разработке норм ПКоАП РФ1 авторы руководствовались необходимостью совершенствования процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях, укрепления судебного контроля за действиями органов административной юрисдикции путем реформирования процедурного механизма рассмотрения дел судами общей юрисдикции в соответствии с требованиями ст. 10, ст. 118 Конституции Российской Федерации и помещения процессуальных норм в единый кодифицированный акт.

    Проект ПКоАП РФ включает в себя пять разделов. В разделе I «Общие положения» (главы 1-4) законопроектом формулируются принципы производства по делам об административных правонарушениях, например, об обеспечении защиты при рассмотрении дела. Так, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, а также в отдельных случаях другим участникам гарантируется государственная защита их прав и законных интересов, в том числе бесплатная юридическая помощь. Предусматривается возможность допуска к участию представителя (адвоката) в деле без доверенности либо без ордера адвоката, если лицо, в отношении которого ведется производство по делу, либо потерпевший заявили такое ходатайство. В качестве лиц, допуск к участию в деле которых устанавливается на законодательном уровне, конкретно названы Уполномоченный по правам человека РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также соответствующие уполномоченные в субъектах РФ. В действующей редакции КоАП прописано участие лишь Уполномоченного по защите прав предпринимателей (ст. 25.5.1. КоАП РФ).

    Подробнее освещены вопросы правового положения участников процесса, нормы о доказательстве и доказывании, применении обеспечительных мер при производстве по делу. Так, уточняются положения о том, кто не вправе выступать в качестве свидетелей. В качестве таковых не подлежат допросу: представитель по делу об административном правонарушении – об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением своих обязанностей; судьи, присяжные или арбитражные заседатели – о вопросах, возникавших в совещательной комнате в связи с обсуждением обстоятельств дела об административном правонарушении, при вынесении решения суда или приговора; священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, – об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди; другие лица, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей в соответствии с законом или международным договором РФ. Кроме того, прописано право свидетеля при допросе пользоваться юридической помощью.

    Расширено действие мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении, которые по общим правилам могут быть применены как в отдельности, так и в совокупности. В качестве новых мер закрепляются административное приостановление деятельности либо отдельных видов деятельности, приостановление операций по счетам в банке, временное ограничение на посещение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и иных публичных мероприятий.

    Раздел II (главы 5-7) предусматривает порядок возбуждения, рассмотрения (в том числе сроки рассмотрения) дела об административном правонарушении, обжалования и пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях органами, их должностными лицами. Так, например, в качестве одного из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении законопроектом предлагается закрепить получение должностным лицом, уполномоченным возбудить дело об административном правонарушении, результата проведения проверки в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, содержащего сведения о событии административного правонарушения.

    В разделе III (главы 8-10) отдельно регулируются вопросы рассмотрения дел об административных правонарушениях в судебном порядке, в том числе пересмотра постановлений по жалобам (протестам) на не вступившие в законную силу и вступившие в силу постановления (решения). Планируется сохранить единоличный порядок рассмотрения дела судьей. По каждому делу будет обязательное проведение судьей стадии подготовки к первичному рассмотрению дела с вынесением определения, а также иных стадий процесса. Законопроект предусматривает обязательность ведения протокола о рассмотрении дела не только коллегиальным органом, рассматривающим дело об административном правонарушении, но и судом – протокола судебного заседания. Соответственно, прописываются порядок и сроки подачи на него замечаний: протокол должен быть приобщен к материалам дела в течение пяти дней после подписания постановления судьей, а замечания на протокол могут быть представлены в течение пяти дней после его подписания. Напомним, по действующему КоАП РФ протокол составляется только при рассмотрении дела коллегиальным органом (ст. 29.8. КоАП РФ).

    Положение о порядке объединения судом нескольких дел об административных правонарушениях в одно производство также может стать законодательной новеллой. Суд по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, или потерпевшего либо по своей инициативе будет решать вопрос об объединении дел в одно производство, если установит наличие оснований для назначения административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений. Соответствующее определение суда может быть обжаловано сторонами по делу.

    Отдельно отражены вопросы о лицах, наделенных правом на обжалование постановления (решения), состоявшихся по делу об административном правонарушении; порядке и сроке его обжалования; видах и содержании решений (постановлений) по жалобе. Законопроект предполагает, что нормы о сроках давности привлечения к административной ответственности, которые согласно проекту нового КоАП РФ2 могут подвергнуть корректировке действующие сроки давности, подлежат применению как на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении, так и на стадии пересмотра постановления независимо от его вступления в силу, если дело разрешается по существу.

    В разделе IV (главы 11-12) предусмотрены положения об исполнении административных наказаний. Например, предлагается ввести положение о том, что при уплате административного штрафа за административное правонарушение, не являющееся грубым по новому КоАП РФ, а также при уплате штрафа за совершение административного правонарушения в области таможенного дела, в области транспортной безопасности не позднее 20 дней со дня вынесения такого постановления он может быть уплачен в размере половины от назначенной суммы штрафа.

    Раздел V (глава 13) раскрывает порядок осуществления правовой межгосударственной помощи по запросам, в том числе о юридической силе доказательств, полученных на территории иностранного государства, о вызовах свидетеля, потерпевшего и т.д.

    В случае принятия новых КоАП РФ и ПКоАП РФ отдельным законом планируется3 введение их в действие с 1 января 2021 года, за исключением положений, для которых будут установлены иные сроки. Для субъектов РФ предполагается предоставить срок до 1 января 2022 года в целях приведения принятых ими нормативных правовых актов об административных правонарушениях в соответствие с новым КоАП РФ.

    Общественное обсуждение положений нового КоАП РФ и ПКоАП РФ продлится до 19 февраля.

    _____________________________

    1С текстом проекта Процессуального Кодекса РФ об административных правонарушениях и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/01-20/00099061)

    2 С текстом проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/01-20/00099059)

    3 С текстом законопроекта «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/01-20/00099058).

    Источник: garant.ru
  • Минфин России подготовил поправки в прядок формирования и применения КБК

    Минфин России подготовил поправки в прядок формирования и применения КБК

    Минфин России подготовил поправки в прядок формирования и применения КБК
    AndreyPopov / Depositphotos.com

    Изменения вносятся в приказ Минфина России от 6 июня 2019 г. № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения», применяемый при составлении и исполнения бюджетов на 2020 год (приказа Минфина России от 29 ноября 2019 г. № 206н). Текст документа опубликован на официальном сайте Минфина России в подразделе «Бюджетная классификация РФ» раздела «Бюджет» рубрики «Деятельность».

    Так, например, в разделе, посвященном классификации доходов бюджетов добавилась новая информация о порядке присвоения кодов классификации доходов бюджетов в случае вынесения федеральными судами постановлений о наложении административных штрафов.Кроме того, утрачивает силу норма, согласно которой для неналоговых доходов присваивался код элемента доходов «01» (если главными администраторами являлись федеральные органы госвласти) и код элемента доходов «02» (если главными администраторами являлись органы госвласти субъектов РФ).

    Вместе с тем добавлены и новые коды подвидов по видам доходов бюджетов по источнику доходов бюджета, утверждаемые финорганами субъектов РФ: доходы от денежных взысканий поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ (000 1 16 10122 01 0000 140), в бюджет муниципального образования (000 1 16 10123 01 0000 140), в бюджет ТФОМС (000 1 16 10127 01 0000 140).

    Вносятся изменения и в раздел классификации расходов бюджета. Так, в частности, указывается, что по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» будут отражаться расходы на капремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к таким дворовым территориям в населенных пунктах, предоставление субсидий бюджетам на указанные цели, осуществляемые не только за счет средств дорожного фонда, но и за счет средств местных бюджетов сельских поселений.

    Также добавляется новая статья расходов в подраздел 1004 «Охрана семьи и детства» – социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта ИЖС.

    Кроме того, новыми кодами дополняется перечень кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодам аналитической группы подвидов доходов бюджетов и перечень кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы видов источников финансирования дефицитов бюджетов.

    Источник: garant.ru
  • Контроль «под контролем»: планируемое регулирование контрольно-надзорной деятельности

    Контроль «под контролем»: планируемое регулирование контрольно-надзорной деятельности

    Контроль "под контролем": планируемое регулирование контрольно-надзорной деятельности
    pokomeda / Depositphotos.com

    На этой неделе Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Он устанавливает базовые понятия и принципы государственного и муниципального контроля, закрепляет права и обязанности основных участников контрольно-надзорной деятельности, определяет полномочия всех уровней власти в части контроля (надзора). Поскольку документ1 достаточно объемный и содержит детальное регулирование, юристы уже https://yerkramas.org/article/190923/antigravijnaya-plenka-po-trebovaniyam-mirovogo-standarta-kachestva окрестили его «контрольно-надзорным кодексом».

    В ходе обсуждения инициативы на правительственном заседании Министр экономического развития РФ Максим Орешкин так озвучил ключевую цель разрабатываемого закона: «Превращение контроля из тормоза в драйвер экономического роста».

     

    Предпосылки разработки законопроекта

    Необходимость подготовки отдельного закона, посвященного контрольно-надзорной деятельности, разработчики инициативы связывают с несовершенством действующего правового регулирования в данной сфере. В частности, указывается на несистемность, наличие пробелов, недостаточность норм по вопросам профилактики нарушений обязательных требований, а также неоправданный акцент на проведении проверок, являющихся наиболее затратным мероприятием как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов.

    По данным Минэкономразвития России, в настоящее время в РФ существует более 220 видов государственного контроля (надзора) – и это только на федеральном уровне. Однако, как показывает практика, в данном случае количество не переходит в качество, и эффективность осуществляемого контроля часто вызывает вопросы и претензии (как со стороны проверяемых, так и со стороны вышестоящих органов).

    Рассмотрим ключевые новеллы предлагаемого регулирования контрольно-надзорной деятельности.

     

    Корректировка понятий

    В законопроекте под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем понимается деятельность контрольно-надзорных органов, направленная на предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью людей, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций, вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, иным охраняемым законом ценностям, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов. Здесь же перечисляются способы осуществления такой деятельности – путем профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований и выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению выявленных нарушений, устранению их последствий или по восстановлению правового положения, существовавшего до такого нарушения обязательных требований.

    Если сравнить это определение с уже имеющимся в ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), то можно заметить не только его компактность, но и смещение акцента с предупреждения, выявления и пресечения нарушений подконтрольными субъектами установленных требований на предупреждение и пресечение, в первую очередь, причинения вреда жизни, здоровью людей, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций. По замыслу законодателя, в качестве главного приоритета в работе контролирующих органов должна рассматриваться именно защита жизни и здоровья людей, соблюдение их прав и законных интересов.

    В терминологии законопроекта имеется и еще одно существенное нововведение – понятие «контрольно-надзорное производство». Речь идет об урегулированном нормами закона систематизированном комплексе последовательно совершаемых действий и принимаемых решений контрольно-надзорных органов, их должностных лиц по оценке соответствия объектов контроля обязательным требованиям, а также по исполнению решений данных органов (должностных лиц) по результатам такой оценки, нацеленных на выявление и устранение нарушений обязательных требований. Фактически это – единые правила для проведения проверок, включающие исчерпывающий перечень оснований, поводов для открытия производства и регламентацию процедур и действий (по содержанию, периодичности, количеству и т. д.).

     

    Расширение перечня видов контрольно-надзорных мероприятий

    Закон № 294-ФЗ не устанавливает отдельного перечня видов контрольно-надзорных мероприятий. В главе 2 упоминаются только некоторые из них – документарная, выездная проверки, плановые «рейдовые» осмотры, контрольная закупка. В законопроекте же виды контрольно-надзорных мероприятий представлены отдельным списком, включающим:

    выездное обследование;контрольную закупку;мониторинговую закупку;выборочный контроль;инспекционный визит;рейд;документарную проверку;выездную проверку.

    Причем для каждого вида мероприятий четко прописан допустимый перечень действий контрольно-надзорного органа (это касается не только содержания, длительности контроля, но и параметров его периодичности и количества плановых мероприятий). Прослеживается и тенденция к оптимизации случаев проведения контрольных и надзорных мероприятий. Так, например, если производство не связано с прямой опасностью для здоровья, вместо масштабной выездной проверки предполагается проводить мониторинговую закупку или выборочный контроль с последующей выдачей рекомендаций.

     

    Приоритет профилактики над контролем

    Согласно законопроекту приоритетной задачей контролера станет профилактика, а не поиск нарушений и сбор штрафов. При описании одного из принципов государственного контроля (надзора) – «стимулирования добросовестности» – законодатель прямо указал на приоритет при осуществлении государственного контроля (надзора) профилактических мероприятий над контрольными. Речь идет о профилактике, направленной на снижение риска причинения вреда (ущерба), обеспечению которой будут способствовать такие мероприятия, как:

    информирование;обобщение правоприменительной практики;выпуск руководств по соблюдению обязательных требований;меры стимулирования добросовестности;объявление предостережения;выдача рекомендаций по соблюдению обязательных требований;консультирование;профилактическое сопровождение;самообследование;профилактический визит;иные мероприятия, направленные на профилактику рисков.

     

    Переход на «цифру»: оптимизация механизмов взаимодействия проверяющих с проверяемыми

    Законопроектом предлагается расширить практику использования информационных технологий при государственном и муниципальном контроле. Так, в качестве основной формы взаимодействия между контролерами и проверяемыми предусмотрен электронный обмен данными. Для такого обмена планируется создать единый информационный ресурс, где в онлайн-режиме будет размещаться информация о действиях контрольно-надзорных органов и о соблюдении обязательных требований.

    Кроме того, в случае одобрения инициативы будет обеспечена возможность подачи в электронной форме через Интернет ходатайств, жалоб, замечаний, возражений, представления доказательств, иных документов и сведений об объектах контроля, информирования контролируемого лица об открытии контрольно-надзорного производства, принимаемых в ходе контрольно-надзорного производства решениях, юридически значимых действиях должностных лиц контрольно-надзорного органа, а также о результатах контрольно-надзорного производства. «Акты, уведомления, дистанционный контроль – все это будет в удобном электронном виде», – подчеркивает глава Минэкономразвития России Максим Орешкин.

     

    Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий

    Его формирование нацелено на информирование контролируемых лиц о контрольно-надзорных мероприятиях, обеспечение учета проводимых контрольно-надзорными органами контрольно-надзорных мероприятий, иных мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения обязательных требований. Оператором такого реестра станет Генеральная прокуратура Российской Федерации. При этом будет прописан прямой запрет на проведение контрольно-надзорных мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения не включена в указанный реестр – в этом случае контролируемое лицо будет вправе отказаться от взаимодействия с контролером.

     

    Риск-ориентированный подход

    Законопроект развивает и положения об управлении рисками, направленные на организацию контроля только за самыми опасными для охраняемых ценностей объектами и оперативное реагирование на сигналы о повышении уровня риска. Так, для целей управления рисками причинения вреда при осуществлении государственного и муниципального контроля планируется относить объекты контроля к одной из шести категорий риска:

    чрезвычайно высокий риск причинения вреда (ущерба);высокий риск причинения вреда (ущерба);значительный риск причинения вреда (ущерба);средний риск причинения вреда (ущерба);умеренный риск причинения вреда (ущерба);низкий риск причинения вреда (ущерба).

    От отнесения к определенной категории риска будут зависеть виды, количество, периодичность проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении конкретного объекта контроля. Так, например, отнесение к категории низкого риска исключит проведение плановых контрольно-надзорных мероприятий, а к категории чрезвычайно высокого риска, наоборот, приведет к установлению максимальной частоты их проведения – не менее одного, но не более двух контрольно-надзорных мероприятий в год.

     

    ***

    Разработка и внесение в Госдуму проекта федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» свидетельствует о том, что систему госконтроля (надзора) ожидают серьезные изменения. «Принятие законопроекта позволит создать системное процессуальное регулирование контрольно-надзорной деятельности, нацеленное на минимизацию административного давления на субъекты предпринимательской деятельности» – считают разработчики инициативы. Они уверены, что новое регулирование будет способствовать уменьшению количества погибших и пострадавших, снижению материального ущерба в сферах деятельности, в которых установлен госконтроль (надзор), а также оптимизации расходов на осуществление контрольно-надзорной деятельности. А систематизация процессуальных основ осуществления государственного и муниципального контроля позволит держать сам контроль «под контролем».

    _____________________________

    1 С текстом законопроекта № 850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

    Источник: garant.ru
  • Что нужно успеть сделать бухгалтеру госсектора в преддверии нового года?

    Что нужно успеть сделать бухгалтеру госсектора в преддверии нового года?

    Что нужно успеть сделать бухгалтеру госсектора в преддверии нового года?
    Elnur_ / Depositphotos.com

    На календаре – декабрь. Конец года для бухгалтера – очень ответственная и напряженная пора. Нужно провести инвентаризацию, составить бюджетную смету или План ФХД, уточнить положения учетной политики на следующий год, создать резервы предстоящих расходов… К тому же традиционно в преддверии нового года законодатели вносят много изменений в нормативные документы, и с ними тоже надо успеть ознакомиться, ведь применяться многие новшества будут уже с 1 января. И это далеко не всё, что должен сделать бухгалтер в уходящем году. Но обо всем по порядку. Итак, в ближайшее время нужно успеть:

    1. Ознакомиться с изменениями, вступающими в силу с 2020 года;

    2. Утвердить учетную политику либо внести изменения в уже имеющуюся;

    3. Проверить сроки хранения документов;

    4. Провести инвентаризацию и анализ данных бухучета;

    5. Выплатить декабрьскую зарплату до новогодних каникул;

    6. Утвердить Бюджетную смету, План ФХД, План-график закупок;

    7. Утвердить график отпусков на 2020 год;

    8. Утвердить лимит остатка кассы;

    9. Уточнить налоговый статус иностранных работников;

    10. Выбрать обособленное подразделения в субъекте РФ, через которое будет уплачиваться налог на прибыль;

    11. Проверить лимиты нормируемых расходов;

    12. Провести инвентаризацию резервов в налоговом учете и принять решение о создании резервов на следующий год;

    13. Выбрать обособленное подразделение, через которое будет представляться единая отчетность по налогу на имущество.

    Источник: garant.ru
  • Названы главные направления развития аудиторской деятельности в России

    Названы главные направления развития аудиторской деятельности в России

    Названы главные направления развития аудиторской деятельности в России
    AndreyPopov / Depositphotos.com

    Минфин России опубликовал основные направления развития аудиторской деятельности в России на период до 2024 года (приказ Минфина России от 29 ноября 2019 г. № 1592).

    В документе раскрываются цели, задачи и приоритетные направления развития аудиторской деятельности, а также механизмы, меры и действия по их реализации. Так, главной целью дальнейшего развития аудиторской деятельности в России разработчик видит формирование и поддержание доверия делового сообщества и общества в целом к результатам оказания аудиторских услуг. Для этого необходимо повысить не только качество аудиторских услуг и конкурентоспособность отечественных аудиторских организаций и частных аудиторов, но и престиж самой аудиторской профессии.

    Чтобы достичь таких результатов выделено шесть основных направлений развития аудиторской деятельности:

    развитие рынка аудиторских услуг;совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности;консолидация аудиторской профессии;повышение квалификации аудиторов;совершенствование системы мониторинга и надзора в аудиторской деятельности, а также практики применения мер ответственности;повышение вовлеченности аудиторской профессии в международное сотрудничество.

    Так, например, для развития рынка аудиторских услуг законодатель намерен не только уточнять не только предмет и сферу аудиторской деятельности, совершенствовать технологии аудита, но и вводить расширенный формат аудиторского заключения для различных групп проверяемых лиц, а также совершенствовать механизм обеспечения имущественной ответственности аудиторов перед заказчиками. Кроме того, предлагается усилить ответственность самих экономических субъектов за достоверность их бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уклонение от проведения обязательного аудита отчетности.

    Для повышения квалификации аудиторов предлагается усовершенствовать систему подготовки и проведения квалификационного экзамена. Кроме того, указано, что будет уточнен перечень случаев, в которых неучастие аудитора в аудиторской деятельности в течение трех последовательных календарных лет не повлечет за собой аннулирование его квалификационного аттестата.

    Источник: garant.ru
  • Минфин России подготовил новый федеральный стандарт внутреннего финансового аудита

    Минфин России подготовил новый федеральный стандарт внутреннего финансового аудита

    Минфин России подготовил новый федеральный стандарт внутреннего финансового аудита
    kantver / Depositphotos.com

    Новый стандарт регламентирует основания и порядок организации, а также случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита (приказ Минфина России от 18 декабря 2019 г. № 237н)1.

    Так, согласно стандарту, руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств единолично несет ответственность за организацию внутреннего финансового аудита. При этом принимается решение либо об образовании субъекта аудита, либо о передаче полномочий по его осуществлению. Субъект финаудита может быть создан путем образования соответствующего структурного подразделения, либо путем наделения должностного лица (работника) главного администратора (администратора) бюджетных средств необходимыми полномочиями.

    Также руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств может принять решение о самостоятельном выполнении действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финаудита. В этом случае будет упрощенное осуществление аудита. Делается это в случае отсутствия возможности образования субъекта внутреннего финаудита или обеспечения его деятельности в соответствии с установленными принципами, отсутствие возможности передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.

    Кроме того, упрощенный аудит ведется, если руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств выполняет бюджетные процедуры, отсутствуют подведомственные администраторы бюджетных средств или подведомственные учреждения, в отношении которых осуществляются функции и полномочия учредителя и подведомственные государственные (муниципальные) унитарные предприятия, в отношении которых осуществляются права собственника имущества.

    _____________________________

    1 С текстом приказа Минфина России от 18 декабря 2019 г. № 237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001202001100016).

    Источник: garant.ru
  • Смена руководителя организации не прекращает действие доверенности уполномоченного представителя юрлица

    Смена руководителя организации не прекращает действие доверенности уполномоченного представителя юрлица

    Смена руководителя организации не прекращает действие доверенности уполномоченного представителя юрлица
    venimo / Depositphotos.com

    ФНС России разъяснила особенности подачи отчетности законным представителем налогоплательщика (письмо ФНС России от 18 ноября 2019 г. № БС-4-11/23406@).

    Налоговым законодательством установлено, что уполномоченным представителем налогоплательщика признается физлицо или юрлицо, представляющее его интересы в отношениях с налоговыми, таможенными органами и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 29 Налогового кодекса).

    Действует уполномоченный представитель на основании доверенности, выданной от имени юрлица его руководителем (или уполномоченным на то лицом). Перечень оснований для ее прекращения ограничен и законодательством не допускается его расширительное толкование (п. 4 ст. 185.1, п. 1 ст. 188 Гражданского кодекса). Поэтому, как поясняет налоговая служба, при изменении наименования юрлица или смене его руководителя доверенность продолжает действовать.

    Если же организация по решению суда была признана банкротом, то в связи с прекращением полномочий руководителя и иных органов управления должника, исполнение обязанностей конкурсного управляющего возлагается на арбитражного управляющего (п. 2 ст. 126 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). К его компетенции относится в том числе и решение вопросов, связанных с представлением финансовой, бухгалтерской, налоговой и иной отчетности в госорганы. Поэтому, если при представлении налоговой отчетности, подписанной уполномоченным представителем плательщика, его полномочия будут подтверждены, то такую отчетность должны принять в налоговой инспекции.

    Еще один важный момент, на который обращает внимание ФНС России, это то, какая формулировка указана в доверенности. Так, например, если прописано, что доверенное лицо может подписывать любые документы бухгалтерской и статистической отчетности, но нет указания на налоговую отчетность, то такая доверенность не будет действительной при представлении налоговых деклараций или расчетов по страховым взносам.

    Источник: garant.ru
  • Уточнен порядок формирования сведений в Отчете о движении денежных средств

    Уточнен порядок формирования сведений в Отчете о движении денежных средств

    Уточнен порядок формирования сведений в Отчете о движении денежных средств
    belchonock / Depositphotos.com

    Ведомство внесло ряд изменений в федеральный стандарт «Отчет о движении денежных средств» (приказ Минфина России от 13 декабря 2019 г. № 230н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 278н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств» ). Напомним, большая часть положений данного Стандарта применяется уже с 2019 года.

    Поправок немного, в частности:

    Расширено понятие инвестиционных операций – к ним относятся также: приобретение, создание и реализация основных средств и НМА; приобретение и реализации непроизведенных активов; реализация биологических активов и материальных запасов, за исключением готовой продукции, биологической продукции и товаров. Дополнен перечень показателей, подлежащих отражению по инвестиционным операциям – в составе денежных потоков по выбытию предстоит отражать также расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений в НФА. Исключение: матзапасы, в том числе в составе казны. Уточнено содержание сведений, которые раскрываются в пояснениях к бухгалтерской / финансовой отчетности, необходимых для понимания информации, представленной в Отчете о движении денежных средств. Так, например, в пояснениях нужно отражать не сверку показателей Отчета с данными в других формах отчетности, а обоснование отклонений, выявленных при такой сверке.

    Изменения вступают в силу 8 февраля 2020 года.

    Источник: garant.ru