Рубрика: Государство

  • Разъяснен порядок определения налоговой базы по НДФЛ при реализации недвижимости

    Разъяснен порядок определения налоговой базы по НДФЛ при реализации недвижимости

    Разъяснен порядок определения налоговой базы по НДФЛ при реализации недвижимости
    violetkaipa / Depositphotos.com

    По общему правилу при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210 Налогового кодекса). При получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ).

    Поэтому, как поясняет Минфин России, в общем случае доход от продажи недвижимого имущества в целях налогообложения определяется исходя из полученных налогоплательщиком денежных средств (письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 сентября 2021 г. № 03-04-05/78289).

    При этом, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода – кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества (п. 2 ст. 214.10 НК РФ).

    Если такая стоимость недвижимого имущества отсутствует в ЕГРН по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на этот объект недвижимого имущества, или на дату его постановки на государственный кадастровый учет (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода), то вышеуказанный порядок не применяется.

    Как указывает Минфин России, в случае образования объекта недвижимого имущества в течение налогового периода, в целях налогообложения применяется кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет.

  • С марта 2023 года в РФ может появиться полноценный «лифтнадзор»

    С марта 2023 года в РФ может появиться полноценный «лифтнадзор»

    С марта 2023 года в РФ может появиться полноценный "лифтнадзор"
    Marushy99 / Depositphotos.com

    Ростехнадзор представил проект поправок в Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) и ряд иных федеральных законов, призванных установить государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, в том числе лифтов в МКД (о «безвластии» и отсутствии четких полномочий в данной сфере мы подробно писали ранее) (Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений» (ID проекта 02/04/10-21/00121775 подготовлен Ростехнадзором 22 октября 2021 г.).

    При этом ГрК РФ предлагается дополнить нормами о том, что:

    к числу опасных технических устройств зданий и сооружений относятся: лифт, подъемная платформа для инвалидов, пассажирский конвейер (движущаяся пешеходная дорожка), эскалатор (вне метрополитенов), ОГВ, уполномоченный Кабмином (очевидно, это будет Ростехнадзор), вправе установить Порядок организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, решение о вводе лифтов и подъемных платформ в эксплуатацию после их замены /модернизации принимает Ростехнадзор; один или несколько ОГВ, уполномоченных Кабмином / Президентом РФ (в том числе, очевидно, Ростехнадзор), будут осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания лифтов и подъемных платформ в МКД – везде, кроме Москвы. В столице этот надзор предложено осуществлять уполномоченным органам г. Москвы; в положении об этом виде надзора будут указаны соответствующие обязательные требования, а также виды продукции, являющиеся объектами данного контроля (надзора); предмет этого надзора, в том числе, – соблюдение обязательных требований к организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений. Кроме того, в рамках этого же надзора будут проверять заключение договоров обязательного страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Напомним, что заключение такого договора для УК (ТСЖ, иного владельца лифта в МКД) обязательно и сейчас, и даже под страхом административной ответственности по ст. 9.19 КоАП РФ, однако механизм госнадзора за исполнением этого требования не прописан настолько четко, насколько этого требует Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; этот надзор будет осуществляться по правилам нового Закона о госконтроле, плановых КНМ не будет в принципе (только внеплановые), и вообще – если владелец лифта будет состоять в таком СРО, которое договорится с надзорным органом, то надзорный орган будет признавать результаты контроля СРО за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию опасных технических устройств зданий и сооружений.

    Предварительная дата вступления в силу предложенных поправок – 1 марта 2023 года.

  • Внесены изменения в федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора об учетной политике

    Внесены изменения в федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора об учетной политике

    Внесены изменения в федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора об учетной политике
    kantver / Depositphotos.com

    Минфин России внес изменения в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (приказ Минфина России от 30 сентября 2021 г. № 143н).

    В частности скорректировано понятие даты утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если ранее ею признавалась дата утверждения отчета об исполнении бюджета соответствующего публично-правового образования или дата утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с бюджетным законодательством, то теперь это дата принятия уполномоченным органом решения о включении данных такой бухгалтерской (финансовой) отчетности в консолидированную отчетность. При этом это не может быть позднее даты представления консолидированной отчетности уполномоченным органом.

    Также в стандарте прописывается порядок отражения исправлений ошибок в бухгалтерской отчетности. Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет, в том числе корректирующие финансовый результат, формируемый по операциям прошлых лет, должны осуществляться по обособленным счетам бухгалтерского учета, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, для отражения операций по исправлению ошибок прошлых лет. При этом формируется отдельный журнал операций.

  • Правительство Москвы разъяснило особенности работы социальной карты у людей из групп риска

    Правительство Москвы разъяснило особенности работы социальной карты у людей из групп риска

    Правительство Москвы разъяснило особенности работы социальной карты у людей из групп риска
    SpicyTruffel / Depositphotos.com

    Так, для ее разблокировки с целью совершения поездок в метро и наземном транспорте потребуется не более 5 рабочих дней с даты получения сведений из ЕМИАС или ЕГИСЗ о прохождении лицом вакцинации или его выздоровлении от новой коронавирусной инфекции, а для поездок в пригородном железнодорожном транспорте и транспорте Московской области – не более 8 рабочих дней. Соответствующая информация приводится на официальном сайте Правительства Москвы.

    На интернет-портале Мэра Москвы также отмечается, что в случае необходимости посещения гражданином старше 60 лет или лицом с хроническими заболеваниями врача социальная карта будет разблокирована на один день, в течение которого запланирован визит. Для этого потребуется наличие предварительной записи на прием, диагностическое или лабораторно-инструментальное исследование, сформированной в ЕМИАС не менее чем за 5 дней до посещения гражданином медицинской организации.

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Помимо этого, на портале дается разъяснение в части действия социальных карт у жителей столицы с отдельными хроническими заболеваниями. Так, льготный и бесплатный проезд в общественном транспорте не будет приостановлен на период действия предписания о соблюдении домашнего режима для граждан, которые относятся ко второй клинической группе по онкологии либо находятся на системном гемодиализе. Также карта москвича не будет заблокирована у беременных, в том числе имеющих осложнения, связанные с послеродовым периодом.

    Напомним, с 25 октября текущего года по 25 февраля 2022 года для граждан старше 60 лет и лиц, страдающих хроническими заболеваниями, установлен домашний режим (Указ Мэра Москвы от 19 октября 2021 г. № 61-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ»). Ранее стало известно, что льготный и бесплатный проезд в общественном транспорте для указанной категории лиц подлежит восстановлению в случае вакцинации первым компонентом либо выздоровлении от COVID-19.

  • Скорректированы правила взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов

    Скорректированы правила взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов

    Скорректированы правила взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов
    pressmaster / Depositphotos.com

    Минфин России внес изменения в порядок удержания за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, сумм средств, подлежащих перечислению (взысканию) в федеральный бюджет (приказ Минфина России от 26 июля 2021 г. № 101н). Поправки вступят в силу со 2 октября 2021 года.

    Так, были скорректированы правила удержания за счет доходов, зачисляемых в региональные и местные бюджеты, сумм средств, перечисляемых (взыскиваемых) в федеральный бюджет. В частности, указывается, что возврат неиспользованных остатков целевых средств, взысканных в доход бюджета, а также их поступление в доход бюджета, предоставившего целевые средства, осуществляется по кодам классификации доходов бюджетов для отражения возвратов остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет, для отражения доходов бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет. Проводиться такие операции должны в пределах финансового года, в котором произведено удержание.

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Кроме того, внесены поправки в требования ко взысканию в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных целевых трансфертов, межбюджетных трансфертов государственным внебюджетным фондам. Урегулированы вопросы возврата неиспользованных остатков целевых средств, взысканных в доход бюджета, их поступления в доход бюджета, предоставившего целевые средства.

  • Скорректированы требования к составлению и утверждению плана ФХД

    Скорректированы требования к составлению и утверждению плана ФХД

    Скорректированы требования к составлению и утверждению плана ФХД
    Elnur_ / Depositphotos.com

    Минфин России внес изменения в  требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные приказом Минфина России от 31 августа 2018 г. № 186н.

    В частности, теперь прописывается, что утверждаться план органом – учредителем должен в установленном порядке и сроки, но обязательно до начала очередного финансового года (приказ Минфина России от 3 сентября 2021 г. № 121н).

    Напомним, что план государственного (муниципального) бюджетного учреждения утверждается уполномоченным лицом учреждения, если решением органа – учредителя не установлен иной порядок его утверждения. А план государственного (муниципального) автономного учреждения утверждается руководителем автономного учреждения после рассмотрения проекта плана наблюдательным советом автономного учреждения.

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Кроме того, раздел 2 «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг» дополнился новой графой – «Уникальный код». В ней указывается код объекта капитального строительства или объекта недвижимости, присвоенный государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет», в случае если источником финансового обеспечения расходов на осуществление капвложений являются средства федерального бюджета, в том числе предоставленные в виде межбюджетного трансферта в целях софинансирования расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования.

  • Разработан порядок формирования информации по статистике госфинансов

    Разработан порядок формирования информации по статистике госфинансов

    Разработан порядок формирования информации по статистике госфинансов
    VitalikRadko / Depositphotos.com

    Минфин России на своем официальном сайте разместил порядок формирования информации по статистике государственных финансов (приказ Минфина России от 9 сентября 2021 г. № 128н). С документом можно ознакомиться в подразделе «Статистика государственных финансов Российской Федерации. Нормативно-правовое обеспечение» раздела «Бюджет» рубрики «Деятельность».

    Новый порядок формирования, за исключением некоторых положений, для которых определены другие сроки применения, будет применяться уже в отношении годовой информации по СГФ за 2020 год и месячной и квартальной информации по СГФ, начиная с 2022 года. Так, например, с 1 января 2023 года будет проводиться оценка корпоративных юрлиц по критерию владения акциями (долями) на основе общероссийских классификаторов, а также сведений о долях участия в уставных капиталах акционерных обществ, содержащихся в реестре групп предприятий.

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Также установлен ряд положений, согласно которым будет осуществляться формирование годовой информации по СГФ за 2020 – 2021 годы и начиная с 2022 года с включением показателей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности респондентов сектора госуправления, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности госкорпораций, а также показателей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности иных респондентов расширенного сектора госуправления, госсектора.

  • Дайджест разъяснений Минфина России, поступивших в III квартале 2021 года

    Дайджест разъяснений Минфина России, поступивших в III квартале 2021 года

    Дайджест разъяснений Минфина России, поступивших в III квартале 2021 года
    vladwel / Depositphotos.com

    Выпуски дайджеста – это подборки писем финансового ведомства, не включенных в ежедневную новостную ленту, но, безусловно, информативных для бухгалтера бюджетной сферы. В текущем году таких писем публикуется немного, поэтому мы не стали группировать их по определенным тематикам, как это было, например, в прошлом году.

    Итак, ключевые моменты разъяснений, поступивших в последние несколько месяцев:

    1

    Письмо Минфина России от 19 августа 2021 г. № 09-10-07/66972

    Соглашение о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта РФ субсидии в целях софинансирования работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства госсобственности субъектов РФ, должно содержать обязательство региона об установлении в госконтракте на на строительство авансовых платежей в размере, не превышающем 30 % суммы контракта. Вместе с тем действие этой нормы приостановлено до 31 декабря 2021 года. По мнению Минфина России, оплата авансовых платежей по госконтрактам, заключенным в 2020 году, должно осуществляться исключительно в соответствии с условиями этих контрактов.

    2

    Письмо Минфина России от 16 июля 2021 г. № 02-07-10/47130

    Признание в учете объектов прав пользования нематериальными активами в виде неисключительных прав, расходы по которым до 1 января 2021 г. относились на финансовый результат текущего периода, в связи с вступлением в силу Стандарта «Нематериальные активы» отражается в межотчетный период по аналогии с вновь выявленными (ранее не признанными в учете) объектами прав пользования НМА: Дебет 0 111 61 000 (по группе объектов с неопределенным сроком полезного использования) – Кредит 0 401 30 000.

    При этом объекты учета, подлежащие отражению согласно Стандарту «Нематериальные активы» в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах, ранее не признававшиеся в составе нематериальных активов и/или отраженные на забалансовом счете 01, признаются в составе НМА по их справедливой стоимости (стоимости на дату приобретения).

    Приобретенные до 1 января 2021 года объекты неисключительных прав с неопределенным сроком их использования на эту дату должны были числиться на забалансовом счете 01.Если этого не было сделано, то в 2021 году следует исправить ошибку. Информация об отражении (корректировке) данных по забалансовому счету 01  в части неисключительных прав на программный комплекс подлежит отражению в разделе 3 «Изменения по забалансовым счетам» Сведений (ф. 0503173, 0503773):

    а) в графе 6 (код причины изменений вступительного баланса «02»

    изменения, связанные с внедрением федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов) в отрицательном значении;

    б) в графе 7 (код причины изменений вступительного баланса «03»

    исправление ошибок прошлых лет) в положительном значении (на сумму увеличения). 3

    Письмо Минфина России от 1 июля 2021 г. № 02-09-10/42367

    Государственный / муниципальный финансовый контроль (ГМФК) – действенный механизм для осуществления контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Он подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний ГМФК – это контрольная деятельность соответственно Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Внутренний ГМФК – это контрольная деятельность Федерального казначейства, органов государственного / муниципального финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов РФ и местных администраций.

    Согласно положениям БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом. Так, Казначейство и финансовые органы при постановке на учет бюджетных и денежных обязательств, санкционировании оплаты денежных обязательств осуществляют в соответствии с указанным порядком контроль за:

    непревышением бюджетных обязательств над соответствующими ЛБО или бюджетными ассигнованиями, доведенными до ПБС, а также за соответствием информации о бюджетном обязательстве коду классификации расходов бюджетов; соответствием информации о денежном обязательстве информации о поставленном на учет соответствующем бюджетном обязательстве; соответствием информации, указанной в платежном документе для оплаты денежного обязательства, информации о денежном обязательстве; наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства.

    Кроме того, в части исполнения федерального бюджета в предусмотренных случаях Казначейство осуществляет казначейское сопровождение средств.

    Одновременно с этим Минфином России совместно с Федеральным казначейством и иными федеральными органами исполнительной власти создана и продолжает развиваться ГИИС «Электронный бюджет», предназначенная для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности госорганов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

    4

    Письмо Минфина России от 27 мая 2021 г. № 02-05-11/41312

    Согласно требованиям Порядка № 85н расходы на выдачу сотруднику, работа которого носит разъездной характер, под отчет денежных средств для приобретения в служебных целях проездных документов на общественный транспорт следует отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

    5

    Письмо Минфина России от 26 мая 2021 г. № 02-06-10/44098

    Признание по методу начисления показателей финансового результата – доходов текущего финансового года по предоставленным субсидиям автономным и бюджетным учреждениям осуществляется на основании информации о выполнении условий предоставления субсидий, оформленной документально Извещением (ф. 0504805) или отчетом о выполнении условий предоставления субсидии.

    Информация о выполнении условий предоставления субсидии на выполнение государственного / муниципального задания оформляется Отчетом о его выполнении. Указанный отчет учреждение представляет своему учредителю в сроки, позволяющие своевременно составить и представить бухгалтерскую отчетность по факту выверки соответствия взаимосвязанных показателей по операциям учреждения и его учредителя.

    Если орган-учредитель установил срок представления предварительного отчета выполнении задания за соответствующий финансовый год (например, до 15 декабря) и отчета о выполнении задания по итогам отчетного года (например, 15 января), то операции по закрытию расчетов по предоставленной субсидии на задание по завершении финансового года учреждению, по мнению Минфина России, корректнее отражать на основании годового Отчета, формируемого на 15 января.

    Если по годовому Отчету задание выполнено не в полном объеме и в соответствии с правилами предоставления субсидий учреждению необходимо вернуть часть средств в бюджет, завершение расчетов по предоставленной субсидии осуществляется при определении суммы восстанавливаемых средств. Если же задание выполнено, то завершение расчетов по предоставленной субсидии отражается в отчетном году (операциями событий после отчетной даты) следующими корреспонденциями:

    У органа-учредителя

    У учреждения

    Дебет 1 401 20 241 Кредит 1 302 41 732

    Дебет 4 401 40 131 Кредит 4 401 10 131

    Дебет 1 302 41 832 Кредит 1 206 41 562

     

    Бухгалтерские записи по уточнению ранее принятых в ходе завершения финансового года оценочных значений не являются исправлением ошибки и отражаются бухгалтерскими записями в финансовом году, в котором принято решение о корректировке расчетов по предоставленным субсидиям:

    У органа-учредителя

    У учреждения

    Дебет 1 205 36 562 Кредит 1 401 10 136

    Дебет 4 401 40 131 Кредит 4 303 05 731

    Отметим, что несмотря на прямое указание Минфина органу-учредителю использовать счет 401 10 с КОСГУ 136, в настоящий момент его применение вызывает вопросы при формировании отчетности. Дело в том, что согласно Контрольным соотношениям Казначейства отражение подстатьи 136 КОСГУ в Отчете (ф. 0503121) в составе показателей по строке 040 недопустимо, и не предусмотрено отражение показателя по счету 1 401 10 136 в Отчете (ф. 0503110). Причем контроль для Отчета (ф. 0503121) блокирующий, а это значит, что сдать отчетность с показателем по счету 1 401 10 136 не получится. Поэтому до внесения изменений в Контрольные соотношения использование указанной корреспонденции может привести к тому, что отчетность учредителя не будет принята Казначейством

    6

    Письмо Минфина России от 14 мая 2021 г. № 02-07-10/37002

    Региональным / муниципальным нормативно-правовым актом может быть предусмотрено, что приобретенные жилые помещения, призванные аварийными и подлежащие сносу, включаются в состав муниципальной казны.

    В случае регистрации в отношении объектов недвижимости права собственности субъекта РФ / муниципального образования и до момента регистрации права оперативного управления и закрепления за правообладателем, объекты недвижимости подлежат учету на счете бухгалтерского учета 0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну».

    Расходы по выплатам выкупной стоимости следует относить на счет 0 106 51 000 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны».

    Земельные участки, на которых расположены выкупаемые под снос строения, поступающие в государственную / муниципальную казну, следует учитывать на счете 0108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну» по их кадастровой стоимости .

    7

    Письмо Минфина России от 13 мая 2021 г. № 02-05-10/37646

    Согласно Порядку № 85н расходы на содержание главы муниципального образования следует отражать по подразделу 0102 «Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования». Если командирование главы муниципального образования осуществляется в целях и в рамках реализации возложенных на него функций, Минфин России полагает, что расходы, связанные с его командированием (суточные, проживание, проезд), следует отражать по вышеуказанному подразделу.

  • Должна ли централизованная бухгалтерия возмещать бюджетному учреждению понесенные расходы, если ее сотрудник ошибкой в расчетах причинил ущерб?

    Должна ли централизованная бухгалтерия возмещать бюджетному учреждению понесенные расходы, если ее сотрудник ошибкой в расчетах причинил ущерб?

    Должна ли централизованная бухгалтерия возмещать бюджетному учреждению понесенные расходы, если ее сотрудник ошибкой в расчетах причинил ущерб?
    Elnur_ / Depositphotos.com

    …и учреждение обратилось в суд с требованием о возмещении этой суммы. Такая ситуация вполне реальна. Представим ее более детально:

    Специалист централизованной бухгалтерии ошибочно предоставил обслуживаемому бюджетному учреждению неверные сведения о годовом доходе его сотрудника для расчета пособия по беременности и родам. На основании неверной информации учреждение подало в ФСС России документы на назначение пособия. Но позже выяснилось, что данные недостоверны, и ФСС России потребовал от учреждения возместить излишне выплаченную сумму. Учреждение, соответственно, подало в суд на ЦБ, по чьей вине причинен ущерб. Два закономерных вопроса, возникающих в этой ситуации: должна ли централизованная бухгалтерия (а это чаще всего казенное учреждение) возмещать бюджетному учреждению понесенные расходы, и если да, то за счет какого источника?

    Прежде чем ответить на эти вопросы, нужно разобраться, как ни странно, в законности отношений ЦБ и бюджетного учреждения.

    Порядок передачи организациями бюджетной сферы полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению отчетности устанавливается бюджетным законодательством. К организациям бюджетной сферы, напомним, относятся участники бюджетного процесса, а также бюджетные и автономные учреждения. Но если для органов власти и подведомственных им казенных учреждений возможность передачи полномочий по ведению учета прописана в нормах БК РФ и изданных на их основе актах, то вопрос передачи учетных функций бюджетными / автономными учреждениями «на сторону» Бюджетный кодекс не регламентирует. А значит, при передаче бюджетным учреждением полномочий по ведению учета другой организации, в том числе казенному учреждению, разграничение ответственности между централизованной бухгалтерией и этим бюджетным учреждением должно быть урегулировано договором / соглашением.

    Дело в том, что оказываемые ЦБ – казенным учреждением услуги по ведению бухгалтерского учета (в т.ч. для БУ/АУ, и даже бесплатно) не могут рассматриваться в качестве государственных/ муниципальных, а ведь цель создания казенного учреждения – именно в оказании государственных или муниципальных услуг в целях реализации полномочий органов власти. Ведение учета является обязанностью бюджетного учреждения как юридического лица, и не относится к полномочиям органов власти. Соответственно, созданная в виде казенного учреждения ЦБ вправе оказывать услуги за плату, но при условии, что такая возможность прямо предусмотрена ее уставом.

    Условия оказания платных (возмездных) услуг устанавливаются договором. В соответствии с положениями ГК РФ в таком договоре может предусматриваться ответственность в виде возмещения убытков за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Кроме того, разумеется, надлежащее выполнение обязательств исполнителем может обеспечиваться способами, предусмотренными законом или договором, в том числе неустойкой.

    Соответственно, если в договоре между ЦБ и обслуживаемым БУ отсутствует условие о применении к исполнителю штрафных санкций в случае ненадлежащего оказания им услуг и это не противоречит Закону № 44-ФЗ или Закону № 223-ФЗ, то бюджетное учреждение лишается возможности применения к ЦБ таких штрафных санкций, но при этом вправе обратиться в суд за возмещением убытков. И централизованная бухгалтерия как юридическое лицо должна будет возместить вред, причиненный ее работником при исполнении трудовых обязанностей уже в силу закона. Иными словами, независимо от содержания договора с казенным учреждением, оно будет нести ответственность за вред, причиненный его сотрудниками при своих обязанностей.

    По общему правилу расходы на возмещение ущерба при составлении казенным учреждением бюджетной сметы не планируются. Соответственно, при отсутствии у казенного учреждения ЛБО для возмещения ущерба, причиненного бюджетному учреждению ненадлежащим оказанием услуг, такой ущерб не может быть возмещен в добровольном порядке, а вот на основании исполнительного документа – да. При обращении бюджетного учреждения, передавшего на основании договора полномочия по ведению бухгалтерского учета казенному учреждению, в суд с иском о возмещении убытков, причиненных в результате ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работником централизованной бухгалтерии, обязательства по возмещению ущерба должны быть исполнены за счет доведенных в казенному учреждению лимитов.