Дайджест разъяснений Минфина России, поступивших в III квартале 2021 года

Дайджест разъяснений Минфина России, поступивших в III квартале 2021 года
vladwel / Depositphotos.com

Выпуски дайджеста – это подборки писем финансового ведомства, не включенных в ежедневную новостную ленту, но, безусловно, информативных для бухгалтера бюджетной сферы. В текущем году таких писем публикуется немного, поэтому мы не стали группировать их по определенным тематикам, как это было, например, в прошлом году.

Итак, ключевые моменты разъяснений, поступивших в последние несколько месяцев:

1

Письмо Минфина России от 19 августа 2021 г. № 09-10-07/66972

Соглашение о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта РФ субсидии в целях софинансирования работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства госсобственности субъектов РФ, должно содержать обязательство региона об установлении в госконтракте на на строительство авансовых платежей в размере, не превышающем 30 % суммы контракта. Вместе с тем действие этой нормы приостановлено до 31 декабря 2021 года. По мнению Минфина России, оплата авансовых платежей по госконтрактам, заключенным в 2020 году, должно осуществляться исключительно в соответствии с условиями этих контрактов.

2

Письмо Минфина России от 16 июля 2021 г. № 02-07-10/47130

Признание в учете объектов прав пользования нематериальными активами в виде неисключительных прав, расходы по которым до 1 января 2021 г. относились на финансовый результат текущего периода, в связи с вступлением в силу Стандарта «Нематериальные активы» отражается в межотчетный период по аналогии с вновь выявленными (ранее не признанными в учете) объектами прав пользования НМА: Дебет 0 111 61 000 (по группе объектов с неопределенным сроком полезного использования) – Кредит 0 401 30 000.

При этом объекты учета, подлежащие отражению согласно Стандарту «Нематериальные активы» в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах, ранее не признававшиеся в составе нематериальных активов и/или отраженные на забалансовом счете 01, признаются в составе НМА по их справедливой стоимости (стоимости на дату приобретения).

Приобретенные до 1 января 2021 года объекты неисключительных прав с неопределенным сроком их использования на эту дату должны были числиться на забалансовом счете 01.Если этого не было сделано, то в 2021 году следует исправить ошибку. Информация об отражении (корректировке) данных по забалансовому счету 01  в части неисключительных прав на программный комплекс подлежит отражению в разделе 3 «Изменения по забалансовым счетам» Сведений (ф. 0503173, 0503773):

а) в графе 6 (код причины изменений вступительного баланса «02»

изменения, связанные с внедрением федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов) в отрицательном значении;

б) в графе 7 (код причины изменений вступительного баланса «03»

исправление ошибок прошлых лет) в положительном значении (на сумму увеличения). 3

Письмо Минфина России от 1 июля 2021 г. № 02-09-10/42367

Государственный / муниципальный финансовый контроль (ГМФК) – действенный механизм для осуществления контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Он подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний ГМФК – это контрольная деятельность соответственно Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Внутренний ГМФК – это контрольная деятельность Федерального казначейства, органов государственного / муниципального финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов РФ и местных администраций.

Согласно положениям БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом. Так, Казначейство и финансовые органы при постановке на учет бюджетных и денежных обязательств, санкционировании оплаты денежных обязательств осуществляют в соответствии с указанным порядком контроль за:

непревышением бюджетных обязательств над соответствующими ЛБО или бюджетными ассигнованиями, доведенными до ПБС, а также за соответствием информации о бюджетном обязательстве коду классификации расходов бюджетов; соответствием информации о денежном обязательстве информации о поставленном на учет соответствующем бюджетном обязательстве; соответствием информации, указанной в платежном документе для оплаты денежного обязательства, информации о денежном обязательстве; наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства.

Кроме того, в части исполнения федерального бюджета в предусмотренных случаях Казначейство осуществляет казначейское сопровождение средств.

Одновременно с этим Минфином России совместно с Федеральным казначейством и иными федеральными органами исполнительной власти создана и продолжает развиваться ГИИС «Электронный бюджет», предназначенная для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности госорганов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

4

Письмо Минфина России от 27 мая 2021 г. № 02-05-11/41312

Согласно требованиям Порядка № 85н расходы на выдачу сотруднику, работа которого носит разъездной характер, под отчет денежных средств для приобретения в служебных целях проездных документов на общественный транспорт следует отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

5

Письмо Минфина России от 26 мая 2021 г. № 02-06-10/44098

Признание по методу начисления показателей финансового результата – доходов текущего финансового года по предоставленным субсидиям автономным и бюджетным учреждениям осуществляется на основании информации о выполнении условий предоставления субсидий, оформленной документально Извещением (ф. 0504805) или отчетом о выполнении условий предоставления субсидии.

Информация о выполнении условий предоставления субсидии на выполнение государственного / муниципального задания оформляется Отчетом о его выполнении. Указанный отчет учреждение представляет своему учредителю в сроки, позволяющие своевременно составить и представить бухгалтерскую отчетность по факту выверки соответствия взаимосвязанных показателей по операциям учреждения и его учредителя.

Если орган-учредитель установил срок представления предварительного отчета выполнении задания за соответствующий финансовый год (например, до 15 декабря) и отчета о выполнении задания по итогам отчетного года (например, 15 января), то операции по закрытию расчетов по предоставленной субсидии на задание по завершении финансового года учреждению, по мнению Минфина России, корректнее отражать на основании годового Отчета, формируемого на 15 января.

Если по годовому Отчету задание выполнено не в полном объеме и в соответствии с правилами предоставления субсидий учреждению необходимо вернуть часть средств в бюджет, завершение расчетов по предоставленной субсидии осуществляется при определении суммы восстанавливаемых средств. Если же задание выполнено, то завершение расчетов по предоставленной субсидии отражается в отчетном году (операциями событий после отчетной даты) следующими корреспонденциями:

У органа-учредителя

У учреждения

Дебет 1 401 20 241 Кредит 1 302 41 732

Дебет 4 401 40 131 Кредит 4 401 10 131

Дебет 1 302 41 832 Кредит 1 206 41 562

 

Бухгалтерские записи по уточнению ранее принятых в ходе завершения финансового года оценочных значений не являются исправлением ошибки и отражаются бухгалтерскими записями в финансовом году, в котором принято решение о корректировке расчетов по предоставленным субсидиям:

У органа-учредителя

У учреждения

Дебет 1 205 36 562 Кредит 1 401 10 136

Дебет 4 401 40 131 Кредит 4 303 05 731

Отметим, что несмотря на прямое указание Минфина органу-учредителю использовать счет 401 10 с КОСГУ 136, в настоящий момент его применение вызывает вопросы при формировании отчетности. Дело в том, что согласно Контрольным соотношениям Казначейства отражение подстатьи 136 КОСГУ в Отчете (ф. 0503121) в составе показателей по строке 040 недопустимо, и не предусмотрено отражение показателя по счету 1 401 10 136 в Отчете (ф. 0503110). Причем контроль для Отчета (ф. 0503121) блокирующий, а это значит, что сдать отчетность с показателем по счету 1 401 10 136 не получится. Поэтому до внесения изменений в Контрольные соотношения использование указанной корреспонденции может привести к тому, что отчетность учредителя не будет принята Казначейством

6

Письмо Минфина России от 14 мая 2021 г. № 02-07-10/37002

Региональным / муниципальным нормативно-правовым актом может быть предусмотрено, что приобретенные жилые помещения, призванные аварийными и подлежащие сносу, включаются в состав муниципальной казны.

В случае регистрации в отношении объектов недвижимости права собственности субъекта РФ / муниципального образования и до момента регистрации права оперативного управления и закрепления за правообладателем, объекты недвижимости подлежат учету на счете бухгалтерского учета 0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну».

Расходы по выплатам выкупной стоимости следует относить на счет 0 106 51 000 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны».

Земельные участки, на которых расположены выкупаемые под снос строения, поступающие в государственную / муниципальную казну, следует учитывать на счете 0108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну» по их кадастровой стоимости .

7

Письмо Минфина России от 13 мая 2021 г. № 02-05-10/37646

Согласно Порядку № 85н расходы на содержание главы муниципального образования следует отражать по подразделу 0102 «Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования». Если командирование главы муниципального образования осуществляется в целях и в рамках реализации возложенных на него функций, Минфин России полагает, что расходы, связанные с его командированием (суточные, проживание, проезд), следует отражать по вышеуказанному подразделу.