Бизнес платит: кто, за что и на сколько может оштрафовать организации и ИП при нарушении режима повышенной готовности в Москве

Бизнес платит: кто, за что и на сколько может оштрафовать организации и ИП при нарушении режима повышенной готовности в Москве
yupiramos / Depositphotos.com

Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) внесла свои коррективы не только в жизнь обычных москвичей, но и в организацию работы большинства ИП и юрлиц. В условиях существенного уменьшения потребительского спроса, срыва сроков поставок и невозможности исполнения отдельных обязательств МСБ уже понес значительные финансовые потери. Усугубили ситуацию и введенные в столице запреты и ограничения, касающиеся деятельности организаций и ИП, непосредственно связанной с очным присутствием граждан.

В текущих условиях некоторые компании и ИП пытаются спасти бизнес, продолжая работать вопреки установленным запретам и ограничениям. Но такой путь чреват применением к ним мер ответственности – начиная от штрафов и заканчивая приостановлением деятельности на срок до 90 суток или уголовной ответственностью. Попробуем разобраться, кто, за что и как может наказать столичных предпринимателей в условиях пандемии.

 Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

 

За что могут наказать?

Первоначальная редакция Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ (далее – Указ № 12-УМ), которым в столице был введен режим повышенной готовности, не предусматривала введения ограничений и запретов для организаций и ИП. Там были прописаны только обязанности работодателей измерять температуру работникам в офисе и отстранять от работы лиц с повышенной температурой, оказывать работникам содействие в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому, а также при поступлении запроса Управления Роспотребнадзора по г. Москве представлять информацию о контактах заболевших новой коронавирусной инфекцией сотрудников в связи с исполнением ими трудовых функций, обеспечить проведение дезинфекции помещений, где они находились.

Но по мере ухудшения эпидемиологической ситуации в городе и последующего объявления Президентом РФ нерабочих дней по всей России до конца апреля, было решено сформировать перечень запретов и ограничений для организаций и ИП Москвы. Так, изначально был введен запрет на проведение на территории столицы спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий с числом участников более 5 тыс. человек, затем – временно приостановлено проведение в городе досуговых мероприятий с участием граждан, в том числе в сфере культуры, физкультуры и спорта, выставочной, развлекательной и просветительской деятельности, в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) с числом участников более 50 человек одновременно и т. д. Постепенно установленные запреты и ограничения были ужесточены и дополнены.

В целом с момента принятия Указа № 12-УМ Сергей Собянин утвердил 16 актов, вносящих в него изменения, в том числе в части запретов и ограничений для бизнеса. Так, в текущем варианте указа (в редакции Указов Мэра Москвы от 18 апреля 2020 г. № 44-УМ и от 21 апреля 2020 г. № 47-УМ) предусмотрены следующие запреты и ограничения для столичных организаций и ИП:

 

Запреты и ограничения

 

Содержание запретов и ограничений

 

Норма права

 

Сроки действия запретов и ограничений

 

Запрещены

проведение на территории города спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий

п. 2 Указа № 12-УМ

до 1 мая

курение кальянов в ресторанах, барах, кафе и иных общественных местах

абз. 2 подп. 3.1 п. 3 Указа № 12-УМ

конкретный срок не установлен

Временно приостановлены

 

 

 

 

 

— проведение в столице досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан;

— посещение гражданами зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения указанных мероприятий (оказания услуг), в том числе ночных клубов (дискотек) и иных аналогичных объектов, кинотеатров (кинозалов), детских игровых комнат и детских развлекательных центров, иных развлекательных и досуговых заведений, букмекерских контор, тотализаторов и их пунктов приема ставок

— абз. 1 подп. 3.1 п. 3 Указа № 12-УМ;

— абз. 2 подп. 3.1 Указа № 12-УМ

конкретный срок не установлен

работа ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общепита, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, а также доставки заказов (это ограничение не касается столовых, буфетов, кафе и иных предприятий питания, осуществляющих организацию питания для работников организаций)

подп. 3.2.1 п. 3.2 Указа № 12-УМ

с 28 марта по 1 мая

 

 

работа объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с такими услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), специализированных объектов розничной торговли, реализующих медицинские и оптико-офтальмологические изделия (оборудование), зоотовары, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров или непродовольственных товаров первой необходимости по утвержденному перечню, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки

подп. 3.2.2 п. 3.2 Указа № 12-УМ

работа салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги с очным присутствием граждан, за исключением дистанционных услуг, в том числе с условием доставки

подп. 3.2.3 п. 3.2 Указа № 12-УМ

посещение обучающимися образовательных организаций, предоставляющих общее и допобразование, осуществляющих спортивную подготовку, профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профобразования, с обеспечением реализации образовательных программ общего и среднего профобразования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

подп. 3.4 п. 3 Указа № 12-УМ

с 21 марта по 1 мая

предоставление государственных и иных услуг в помещениях органов власти г. Москвы и госучреждений столицы (в том числе МФЦ), за исключением услуг, предоставление которых может осуществляться исключительно в указанных помещениях, при условии обеспечения предварительной записи граждан

подп. 3.5 п. 3 Указа № 12-УМ

конкретный срок не установлен

посещение гражданами городских кладбищ, за исключением случаев обращения за оформлением услуг по погребению (захоронению) и участия в погребении (захоронении)

— подп. 3.6 п. 3 Указа № 12-УМ;

— приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 8 апреля 2008 г. № 260-ПП

посещение гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность организаций и ИП по утвержденному перечню

— подп. 4.1 п. 4 Указа № 12-УМ;

— приложение 3 к Указу № 12-УМ

с 13 апреля по 1 мая

оказание услуг каршеринга, услуг по перевозке пассажиров по заказу, услуг такси, за исключением услуг такси, оказываемых перевозчиками, имеющими разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории г. Москвы и Московской области

подп. 4.2 п. 4 Указа № 12-УМ

выполнение строительных (ремонтных) работ, за исключением строительства объектов медназначения, объектов связи, а также работ непрерывного цикла, связанных со строительством и обслуживанием объектов метрополитена, инфраструктуры наземного общественного транспорта, железнодорожного транспорта и аэропортов

подп. 4.3 п. 4 Указа № 12-УМ

 

Указанные запреты и нарушения действуют наряду с общими предписаниями, например, в части соблюдения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и т. д. За их нарушение организации и ИП могут подвергнуться наказанию.

 

Федеральные санкции

1 апреля текущего года Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ в КоАП были внесены изменения, конкретизирующие санкции за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Если ранее нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий грозило лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юрлица, предупреждением или штрафом в размере от 500 руб. до 1 тыс. руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток, а организациям – предупреждением или штрафом от 10 тыс. до 20 тыс. руб., либо административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток, то сейчас предусмотрены и дополнительные, более жесткие меры ответственности.

Так, согласно ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима ЧС или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, в размере от 50 тыс. до 150 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юрлиц – от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Поскольку коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715 в редакции постановления Правительства РФ от 31 января 2020 г. № 66), то указанная норма применима в случае нарушения установленных мер борьбы с такой инфекцией.

Стоит отметить, что аналогичная ответственность действует и за нарушения, совершенные в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Более строгие санкции (штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток) установлены за действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если они не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ).

Напомним, к органам, уполномоченным на составление протоколов за правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, отнесены должностные лица Роспотребнадзора (ч. 1 ст. 28.3, ст. 23.13 КоАП РФ), органов стройнадзора (п. 70 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), «Росатома» (подп. «б» п. 11 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ). А по ч. 2 и ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ – сотрудники полиции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), должностные лица Роспотребнадзора (п. 19 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), органов стройнадзора (п. 70 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), «Росатома» (подп. «б» п. 11 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ). Рассматривать дела по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ вправе должностные лица Роспотребнадзора (ст. 23.13 КоАП РФ) и мировые судьи, если дело возбуждено должностным лицом «Росатома» или если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 1.2, 2 и ч. 3 ст.23.1 КоАП РФ). Рассмотрением дел по ч. 2-3 ст. 6.3. КоАП РФ занимаются судьи районных судов (ч. 1 и ч. 3 ст.23.1 КоАП РФ).

Не стоит забывать и о наличии в КоАП РФ ст. 20.6.1, которая содержит санкции за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне ЧС. Несмотря на то что в этой статье прямо оговорено, что ее положения применяются за исключением случаев, предусмотренных ч. 2-3 ст. 6.3 КоАП РФ, в каком направлении пойдет судебная практика по соответствующим делам, пока неясно. В пользу применения ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ высказался в своих разъяснениях и Верховный Суд Российской Федерации (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории российской федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утв. Президиумом ВС РФ 21 апреля 2020 г.). Он подчеркнул, что квалификации по указанной норме могут подлежать, например, действия ИП и юрлица, выразившиеся в нарушении подп. 3.2.1-3.2.3 п. 3.2 Указа № 12-УМ (в части временного запрета на работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, работу объектов розничной торговли, за исключением некоторых, работу салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун и иных объектов с очным присутствием граждан).

Часть 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в качестве наказаний предлагает штраф для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, в сумме от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юрлиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Если имеет место причинение вреда здоровью человека или имуществу или повторное совершение правонарушения, то штраф для ИП и юрлиц может возрасти до 0,5-1 млн руб. Также возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Есть в Кодексе и некоторые другие составы, которые могут быть связаны с мерами, принимаемыми в связи с пандемией. Речь идет, например, об ответственности по:

ч. 9-11 ст. 13.15 КоАП РФ, в которых прописаны штрафы за распространение в СМИ и Интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, которые повлекли определенные последствия – в частности, создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, угрозу массового нарушения общественного порядка, помехи функционированию объектов жизнеобеспечения и т. п. (штрафы для ИП по этим составам варьируются от 60-200 тыс. руб. до 600-900 тыс. руб., а для юрлиц – от 200-500 тыс. руб. до 5-10 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой); ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, касающейся санкций за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, и ч. 6 той же статьи, предусматривающей наказание за повторное нарушение (ответственность ИП и юрлиц по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ не предусмотрена, однако не исключено, что ИП могут привлечь как гражданина) и т. п.

Что касается уголовного наказания, то в рассматриваемом контексте к бизнесменам как к физическим лицам (в частности, к ИП и руководителям организаций) может быть применена ст. 236 Уголовного кодекса. Она предполагает возможность назначения штрафа в размере от 500 тыс. до 700 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до 18 месяцев, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на тот же срок. Эти санкции применимы в случае нарушения санитарно-эпидемиологических правил, повлекшего по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

В свою очередь, нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, может послужить основанием для применения ч. 2 ст. 236 УК РФ, предусматривающей в качестве наказаний штраф от 1 млн до 2 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до трех лет, либо ограничение свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительные работы на срок от трех до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок. Если же в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил по неосторожности умерли два или более лиц, то виновный будет привлечен к принудительным работам на срок от четырех до пяти лет либо лишен свободы на срок от пяти до семи лет (ч. 3 ст. 236 УК РФ).

Имеется в УК РФ и ст. 207.1 о наказаниях за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. Предусмотрены штраф в размере от 300 тыс. до 700 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до 18 месяцев, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до трех лет.

 

Санкции в Москве

2 апреля текущего года вступила в силу новая ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы. Она посвящена административным санкциям за нарушение требований нормативных правовых актов, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории столицы. Рассмотрим, какие санкции за какие нарушения предусмотрены и кто может их применить:

Нарушение

Санкции для ИП

Санкции для юрлиц

Норма права

Контролирующий орган

Нарушение запрета на проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий

штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

ч. 1 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы

Объединение административно-технических инспекций г. Москвы

Нарушение временного запрета на проведение зрелищных, просветительских, культурных, выставочных, спортивных мероприятий с очным присутствием граждан

штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

ч. 1 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы

— Департамент торговли и услуг г. Москвы, префектуры и управы – в части осуществления торговой деятельности;

— Объединение административно-технических инспекций г. Москвы – в части нарушений на открытом воздухе;

— Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости – в части нарушений в зданиях

Нарушение временного запрета на посещение гражданами развлекательных и досуговых заведений, в том числе ночных клубов (дискотек), а также на курение кальянов

штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

ч. 1 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы

Департамент торговли и услуг г. Москвы, префектуры и управы

Нарушение требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей

штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

ч. 1 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы

— Департамент торговли и услуг г. Москвы, префектуры и управы – в части осуществления торговой деятельности;

— Объединение административно-технических инспекций г. Москвы – в части нарушений на открытом воздухе;

— Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости – в части нарушений в зданиях

Нарушение временного запрета на работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос и доставки заказов

штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

ч. 1 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы

Департамент торговли и услуг г. Москвы, префектуры и управы

Нарушение временного запрета на работу объектов розничной торговли, за исключением продажи продовольствия, товаров первой необходимости, медизделий и оборудования (в том числе оптики), зоотоваров и услуг связи

штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

ч. 1 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы

Департамент торговли и услуг г. Москвы, префектуры и управы

Нарушение временного запрета на посещение образовательных организаций (в том числе в сфере физкультуры и спорта, культуры и искусства), за исключением созданных дежурных групп

штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

ч. 1 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы

— Департамент образования и науки г. Москвы;

— Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости – в отношении организаций сферы физической культуры и спорта, культуры и искусства

Несоблюдение работодателями режима повышенной готовности в сфере транспортных услуг: не измерение температуры тела, в том числе водителям такси, допуск лиц с повышенной температурой, непроведение дезинфекции

штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

ч. 1 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы

Московская административная дорожная инспекция

Нарушение временного запрета на работу салонов красоты, косметических, массажных, СПА-салонов, соляриев, бань, саун и иных объектов, за исключением лицензируемых медуслуг

штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

ч. 1 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы

Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости

 

При этом в ч. 1 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы содержится оговорка о том, что административная ответственность по городскому кодексу применяется в том случае, если действия (бездействие) нарушителя не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

 

***

Поскольку наибольшее количество заболевших новой коронавирусной инфекцией зафиксировано в Москве, то и предпринимаемые мероприятия по борьбе с ней наиболее жесткие именно в столице. Возникший на фоне пандемии и мер по ее предотвращению кризис многих компаний и частных бизнесменов проверяет их на стойкость. Здесь уместно вспомнить, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, априори несут на себе риски такой деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса), а в связи с текущими условиями эти риски существенно возросли. Но у законопослушных предпринимателей, по нашему мнению, гораздо больше шансов с достоинством преодолеть текущие трудности, не запятнав свою деловую репутацию судебными разбирательствами по поводу нарушений действующего режима повышенной готовности.

Также стоит помнить, что карающий «меч правосудия» в части мер ответственности за нарушение введенных из-за коронавируса запретов и ограничений действует наряду с «пряником господдержки» в части послаблений для МСБ, включая льготные условия кредитования (например, выдача кредитов под 0% на выплату зарплаты), предоставление безвозмездной финансовой помощи тем, кто осуществляет деятельность в наиболее пострадавших от пандемии сферах, и т. п.