Самостоятельная утилизация отходов от использования товаров и упаковки: проблемы и пути решения от представителей бизнеса

Самостоятельная утилизация отходов от использования товаров и упаковки: проблемы и пути решения от представителей бизнеса
krabata / Depositphotos.com

С 1 января 2015 года в российском законодательстве действует институт расширенной ответственности производителей и импортеров товаров (далее – РОП). Он предусматривает обязанность обеспечивать выполнение определенных нормативов утилизации выпущенных в обращение товаров и упаковки товаров, утративших свои потребительские свойства (ст. 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Согласно действующему законодательству производители и импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно. Делать это они могут путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров, путем заключения договоров с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором, а также путем уплаты экологического сбора (принцип «утилизируй или плати»). Самостоятельное обеспечение выполнения нормативов утилизации допускается и посредством создания объединения (союза) производителей, импортеров товаров.

Должны ли уплачивать экологический сбор самостоятельно утилизирующие отходы компании, а также экспортеры и другие организации, вывозящие товары, которые подлежат утилизации, за пределы России? Узнайте из «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

По данным Минприроды России, реализация механизма РОП в период 2016-2019 годов показала его низкую эффективность. «Производители и импортеры товаров зачастую игнорируют выполнение обязательств по РОП, что приводит к невыполнению нормативов утилизации и низкой собираемости экологического сбора», – подчеркивает ведомство. В связи с этим в настоящее время осуществляется поиск новых векторов развития концепции РОП. Так, на днях завершилось проведение независимой антикоррупционной экспертизы очередного законопроекта1 Минприроды России, которым предлагается обеспечить механизм реализации РОП только уплатой экологического сбора за производство или ввоз упаковки (его планируется взимать как за готовый товар). Средства от такого сбора предполагается предоставлять российскому экологическому оператору для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также для финансирования инвестпроектов в области обращения с отходами, работ по строительству, реконструкции, модернизации объектов капстроительства, необходимых для осуществления деятельности в области обращения с отходами.

Указанную инициативу на состоявшейся 10 марта пресс-конференции оценили представители крупнейших ассоциаций производителей и импортеров потребительских товаров, занимающихся выполнением нормативов утилизации отходов от использования товаров и упаковки. Акцент был сделан на утилизации шин, бытовой техники и электроники, потребительской упаковки и батареек.

В частности, исполнительный директор ассоциации «ЭкоШинСоюз» Сергей Подойников отметил, что монополия не всегда является оптимальным путем развития, поскольку «у монополии отсутствует стимул к оптимизации затрат, оптимизации процессов своей деятельности». По его мнению, принятие предлагаемой концепции РОП может привести к неконтролируемому удорожанию механизма утилизации, которое в конечном счете отразится на потребителях. Представители шинной индустрии выступают за альтернативность (возможность выбора) для всех участников процесса, связанную с существенными различиями между отдельными видами отходов. При этом целесообразно будет оставить механизм вовлеченности производителей и импортеров в процесс формирования и стимулирования рынка утилизации их конкретного сегмента, считает эксперт.

Подойников уточнил, что не во всех сегментах возможен возврат продуктов переработки обратно в новый продукт – первоначальный источник образования отходов. Также он указал на недостаточность контроля в рассматриваемой области и обширную систему запретов. Вместе с тем, были предложены меры по повышению эффективности утилизации, среди которых:

отраслевое, дифференцированное регулирование в зависимости от специфических видов отходов (включая те отходы, которые после переработки невозможно возвратить в исходный продукт, являющийся источником образования отхода); усиление контроля со стороны Росприроднадзора за фактическим осуществлением утилизации переработчиками (путем внесения изменений в отчетность); перевод отчетности в электронный формат; возможность перекрестных проверок «отходообразователь – утилизатор – исполнитель РОП»); внесение изменений в лицензионные требования (например, отзыв лицензии при обнаружении фиктивных объемов утилизации).

В свою очередь, директор ассоциации «СКО Электроника – утилизация» Владислав Бондарев указал на главную проблему в части утилизации для рынка электроники – она связана со сбором отходов. Для решения этой проблемы организована уникальная для России программа по сбору бывшей в употреблении электроники – на текущий момент открыто 300 пунктов приема на базе магазинов бытовой техники и электроники. «Каждый житель нашей страны может прийти в эти магазины и принести бывшую в употреблении электронику и бытовую технику, которая в дальнейшем будет утилизирована», – отметил эксперт, пояснив, что при покупке новой техники граждане могут сдать старую. В планах ассоциации – открытые более 2 тыс. пунктов сбора, расширение практики использования эко-такси, предоставляющего услугу по вывозу крупногабаритной техники, организация стационарных пунктов сбора в городах отдельно от ритейлеров, а также разработка к маю текущего года технического регламента для утилизации электроники и бытовой техники.

Исполнительный директор ассоциации «РусПРО» Павел Рудась озвучил данные по намеченному объему утилизации упаковки потребительских товаров на 2020 год – 273 тыс. тонн. Инвестиции, которые пойдут в индустрию в этом году, оцениваются на уровне 500 млн руб. По мнению эксперта, если концепция РОП будет принята в том виде, в котором ее представило Минприроды России, то уровень переработки упаковки не увеличится, а в лучшем случае сохранится на уровне 8%. Также он уверен, что перенос ответственности за утилизацию мусора с производителей и импортеров товаров в упаковке на производителей самой упаковки приведет к росту цен на товары в упаковке.

Наконец, генеральный директор компании «Duracell» в России Юрий Коротаев рассказал о реализации механизма сбора и утилизации элементов питания. В частности, в России уже действуют два завода по переработке батареек (в Челябинской и Ярославской областях), сбор батареек организован не только в торговых точках, но и в школах. В планах компании – до 2025 года дополнительно установить 15-16 тыс. контейнеров в розничной сети и увеличить до 60% объем отправки на переработку выпущенных в обращение батареек.

По итогам мероприятия были обозначены ключевые проблемы и угрозы предлагаемой концепции РОП:

Проблемы

Угрозы

Отмена возможности самостоятельной утилизации

Обнуление результатов программ по раздельному сбору и утилизации, запущенных бизнесом

Повышение норматива утилизации до 100%

Рост цен на товары от 10% до 22%

Перенос ответственности за исполнение РОП на производителей упаковки

Рост образования отходов, дополнительный рост цен

Единый подход для всех типов отходов

Выстраивание неэффективной системы обращения с отходами

Также были предложены общие меры по решению указанных проблем:

сохранение возможности самостоятельной утилизации; поступательное повышение нормативов утилизации; сохранение круга плательщиков РОП, установленного законом; отраслевой подход к реализации РОП.

Помимо этого, эксперты акцентировали внимание на мерах, способствующих увеличению объемов утилизации отходов – речь шла о необходимости совершенствования контроля за рынком утилизации, предсказуемости законодательного регулирования в этой области, повышении ответственности недобросовестных участников рынка утилизации, системе распределения средств от утилизации, о необходимости взаимодействия бизнеса с муниципалитетами и самостоятельной реализации программ по раздельному сбору отходов, без которого невозможен переход к циркулярной экономике. «Мы хотим, чтобы государство продолжило исполнять те нормативные акты, которые уже были приняты, потому что то, что сейчас предлагается, это своего рода революция», – заключили эксперты. Также они считают важным обеспечить допуск к обсуждению предлагаемых инициатив для представителей бизнеса, которые уже реализуют программы утилизации и достигают эффективных результатов в этой сфере.

По итогам обсуждения эксперты намерены систематизировать высказанные идеи и направить заместителю Председателя Правительства РФ Виктории Абрамченко соответствующее письмо с предложениями по корректировке отдельных положений в рамках совершенствования концепции РОП.

_____________________________

1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта: 04/13/03-20/00100084).