В свежеизданном Глобальном рейтинге конкурентоспособности талантов GTCI (The Global Talent Competitiveness Index), который оценивает вклад государств в развитие человеческого потенциала, в части глобальных знаний Россия занимает только 31-ю строку рейтинга, в «выращивании талантливых сотрудников» она на 43-м месте, в способности реализовать их возможности – на 65-м. Умение России привлекать талантливых специалистов со всего мира авторы оценивают еще ниже – 86-е место в рейтинге. А ведь это не просто цифры – это показатель конкурентоспособности страны, в США взращивание талантов воспринимают и вовсе как фактор нацбезопасности. У них там, кстати, паника – мировая пальма первенства по подготовке кадров высшей квалификации в области STEM-образования (Science, Technology, Engineering, and Mathematics) перешла к Поднебесной. Приложение огромных финансовых и административных сил позволило Китаю увеличить количество поступающих на образовательные программы PhD с 59 670 до 83 134 человек. В России в аспирантуру на STEM-специальности в 2019 поступило 13 665 человек. То есть, к сроку, когда они отучатся, отставание России от Китая по их численности будет более чем в пять раз (77 тыс. человек) и от США (40 тыс.) – почти в три раза. Почему отстаем?Где затык?Да везде. Как рассказал в эфире посвященной теме утечке мозгов программы «Де юре» (совместный проект Радио Москвы и ЭСМИ «ЗАКОНИЯ») заведующий отделом центра стратегий развития образования МГУ им. Ломоносова Константин Зискин, частная инициатива по созданию вузов у нас безжалостно уничтожена, а в государственных все зарегулировано вусмерть. Пример: усилиями центра было создано отделение по подготовке IT-специалистов, так они уже несколько лет из паутины бумажной волокиты выбраться не могут. И это самый передовой вуз страны.Слушательница, дозвонившаяся в эфир, рассказала о своих тенетах. Имея большой опыт преподавания в одном из технических университетов в США, наша собеседница решила имплементировать опыт создания эффективной кампусной системы, но не в сфере высшего, а в сфере начального и среднего образования, на российскую землю. Точнее, севастопольскую. Предложили создать крупный образовательный центр для детей от 0 до 18 лет, с д/садом, академическими аудиториями, помещениями для занятий спортом, искусством, научными и практическими лабораториями и т.д. Ну, как положено. На федеральном уровне и поначалу на уровне местных властей идея была воспринята на ура. А потом вдруг у инвестора начали буквально выбивать почву из-под ног, пытаясь перевести земли из категории городской застройки в земли сельхозназначения. Типа, вы со своими образовательными кластерами нам всех коров с овечками распугаете. Но из пастухов резко ученых не сделаешь. Их надо выращивать с детства, а потом уже передавать в вузы и аспирантуры, сформированные в стиле комьюнити.Так ведь даже об этом до сих пор речи не шло. Минобрнауки наконец-то только в этом году заявило о начале строительства 30 университетских кампусов в разных городах страны. Кстати, это у нас кампусы значатся как инновационное формирование образовательной среды, а университеты развитых стран по-другому и не строятся уже давно. Как рассказал Директор АНО «Институт демографического развития и репродуктивного потенциала», член Общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте РФ Руслан Ткаченко, с идеей кампусов общественники много лет стучались в двери федеральных министерств и властей в регионах. Глухо. Никому это не нужно было. Что же делать?«Не мешать!»Как ни удивительно, но именно эта стратегия принесла успех еще одному мощному центру выращивания талантов – Израилю. «Мы просто берем очень умных людей и позволяем им делать то, что они хотят», – говорят там. Уверен, что и инициативным инвесторам они также не мешают, и при каждом чихе предпринимателя над ним не нависает тень налоговой или Следкома. Вот и нам надо в первую очередь отпустить железную хватку и дотошный, изнуряющий контроль над бизнесом, желающим вкладывать в образование или интегрироваться в него на уровне заказа разработок для собственных производств. Таковых немало, поверьте – людям, имеющим деньги, тот же рынок недвижимости уже скучен, они готовы развивать другие сферы. Дайте же им возможность вложить кровно заработанные в нацбезопасность с условием жесткого соблюдения ФГОС. Иначе так и будем выращивать не таланты, а коров и овечек.
Главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ»,член Общественного совета при Минюсте России,заместитель президента Гильдии российских адвокатов,Рубен Маркарьян
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях:
https://www.facebook.com/zakonia/http://vk.com/zakonia_ruhttps://twitter.com/zakoniahttp://www.youtube.com/user/ZAKONIAruhttps://t.me/zakoniaru