ФПА критикует концепцию развития МФЦ

ФПА критикует концепцию развития МФЦ

Правовая позиция ФПА РФ относительно подготовленной Минэкономразвития России концепции развития МФЦ направлена в Минюст России

На сайте ФПА РФ размещена правовая позиция Федеральной палаты адвокатов РФ по проекту Концепции совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг и развития системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – Концепция), разработанному Минэкономразвития России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. № КЧ-П17-4245. ФПА РФ считает, что МФЦ может быть местом, где функционируют общественные приемные, оказывается юридическая помощь компетентными субъектами (адвокатура, государственные юридические бюро), но не самостоятельным субъектом ее оказания. Наделение же МФЦ функциями по юридическому консультированию, оказанию иных видов юридической помощи и представительству, что предусматривается положениями Концепции, ФПА РФ считает недопустимым и в своей правовой позиции, направленной заместителю министра юстиции РФ Денису Новаку, выражает мнение, что положения Концепции, предполагающие наделение МФЦ многочисленными конфликтующими между собой полномочиями, не связанными с основной деятельностью по обеспечению комфортности получения государственных услуг, не могут быть поддержаны.

Федеральная палата адвокатов РФ, изучив проект Концепции в инициативном порядке, отметила наличие в документе безусловно оправданных позиций относительно, например, расширения объема цифровых услуг. В то же время Концепция предполагает наделение МФЦ, наряду с необходимыми для реализации их целей организационно-техническими функциями, также и контрольными, надзорными, определенными юрисдикционными полномочиями, правом самостоятельного совершения юридически значимых действий, правом самостоятельного оказания юридической помощи.

ФПА РФ обращает внимание, что Концепция предусматривает наделение МФЦ правами, которые противоречат базовой концепции их образования, в частности, осуществление от имени заявителя действий, направленных на защиту его прав и законных интересов (с. 10–11), наделение правом бесплатного правового консультирования (с. 7) при осуществлении взаимодействия с государственными органами; обжалование от имени заявителя действий и решений государственных органов, органов местного самоуправления; консультирование в устной и письменной формах, в том числе о наличии либо отсутствии оснований для обжалования заявителя действий и решений государственных органов, органов местного самоуправления; направление органам, реализующим властные полномочия, уведомлений о наличии оснований для корректировки принятых решений (с. 10); прием исковых заявлений и иных документов, направление их в суды общей юрисдикции, арбитражные суды (с. 8); наделение статусом участника государственной системы бесплатной юридической помощи (с. 11) и другими правами и полномочиями.

«Реализация совокупности указанных положений Концепции имеет целью создание внесистемной структуры, обладающей широкими организационно-распорядительными полномочиями, позволяющими доминировать в государственном аппарате взамен реализации технической функции обеспечения комфортности получения государственных услуг», – делает вывод ФПА РФ.

Наделение МФЦ функциями по юридическому консультированию, оказанию иных видов юридической помощи и представительству ФПА РФ считает недопустимым. «МФЦ может быть местом, где функционируют общественные приемные, оказывается юридическая помощь иными компетентными субъектами (адвокатура, государственные юридические бюро), но не самостоятельным субъектом ее оказания», – указано в правовой позиции. Такой вывод ФПА РФ обосновывает тем, что создание всероссийской структуры, оказывающей юридическую помощь, требует совершенно иных подходов к кадровой политике, поскольку осуществлять такую деятельность должны квалифицированные независимые юридические советники, а не технические специалисты, готовящие по стандартной схеме определенное обращение.

ФПА РФ считает, что при оценке соответствующих предложений Концепции следует исходить из недопустимости совмещения функций государственного органа – участника системы оказания государственных услуг и независимого, в том числе от государства, правового советника и судебного представителя. «Имеются основания полагать, что сочетание публичных и частных функций в деятельности одной структуры станет основой формирования системы личных заинтересованностей в разрешении конкретных управленческих и правовых ситуаций, что традиционно рассматривается как недопустимая коррупционная составляющая, для устранения которой и формировались МФЦ», – предостерегают в Федеральной палате адвокатов РФ.

Отдельное место в правовой позиции ФПА РФ отведено оценке положения Концепции, наделяющего МФЦ функциями по «приему исковых заявлений и иных документов, направлению их в суды общей юрисдикции, арбитражные суды». ФПА РФ называет его невписывающимся в современное процессуальное законодательство и недопустимым, поскольку прием исковых заявлений должны осуществлять только суды, а предъявлять иски – только заявители и их представители с надлежаще оформленными полномочиями.

По мнению ФПА РФ, Концепция предусматривает одновременно уникальное и противоречивое сочетание функций государственного учреждения, участвующего в оказании государственных услуг, контрольной структуры, осуществляющей в определенных организационных формах наблюдение и контроль за оказанием государственных услуг и вообще за деятельностью иных государственных органов, независимого представителя, в том числе судебного, действующего от имени конкретных физических и юридических лиц, а не от имени государства, юридического консультанта, а также посредника, наделенного организационными полномочиями по обращению в контрольно-надзорные органы и правозащитные структуры.

«С учетом изложенного, положения Концепции, предполагающие наделение МФЦ многочисленными конфликтующими между собой полномочиями, не связанными с основной деятельностью по обеспечению комфортности получения государственных услуг, по нашему мнению, не могут быть поддержаны», – резюмирует Федеральная палата адвокатов РФ.

С полным текстом правовой позиции ФПА РФ по Концепции можно познакомиться в подразделе Документы ФПА РФ на сайте ФПА РФ.