Школы не смогут размещать на своих сайтах и страницах ученический контент

Школы не смогут размещать на своих сайтах и страницах ученический контент
Syda_Productions / Depositphotos.com

Минпросвещения России представило проект Положения об осуществлении просветительской деятельности образовательными, научными организациями и организациями культуры (Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности»).

Само понятие «просветительской деятельности» проект никак не дополняет, однако перечисляет некоторые ее формы, – это в том числе лекции, семинары, презентации, «организация распространения» роликов в сети Интернет, «организация размещения или распространения» текстовой информации, причем не только в Интернете.

 Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Предусмотрено, что указанные организации вправе заниматься просвещением исключительно на основании договоров об оказании услуг, которые должны заключаться с просветителями – как частными лицами, так и органами власти или ОМСУ. Предусмотрена также система цензов для просветителей:

просветители – физлица должны быть дееспособными, здоровыми, старше 18 лет, иметь двухлетний опыт по направлению просветительской деятельности и не иметь судимостей, которые запрещают работать с детьми. Таким образом, «внеурочные» детские ролики о вреде курения, наркотиков и бойкота выборов – поскольку они очевидно направлены на распространение знаний и формирование ценностных установок в целях духовно-нравственного и физического развития человека, а значит, являются актами просвещения, – невозможно будет размещать на страничках школы в соцсетях. То же относится к «самодельным» школьным роликам о необходимости самоизоляции, дистанцирования, ношения масок и вакцинации от COVID; просветители-организации не должны иметь налоговых долгов (неясно, считается ли просветительской лекция об оптимизации налоговой нагрузки?), не должны иметь статуса НКО-иноагента (при этом запрета на заключение договора со СМИ-иноагентом проект не содержит), должны раскрывать ряд сведений о себе, а их сотрудники-просветители также должны быть здоровыми и без упомянутых выше судимостей.

Отметим, однако, что строгость требований несколько нивелируется мягкостью контроля за их исполнением – надзирать за тем, чтобы учреждения культуры, науки и образования не предавались несанкционированному просветительству, должны всего лишь их учредители, а за организациями, подведомственными федеральным органам власти, – эти органы власти.

Общественное обсуждение данного проекта заканчивается 7 мая. Свои замечания и предложения можно оставить на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов или отправить их по указанному в паспорте проекта (ID 01/01/04-21/00115396) адресу электронной почты; также на портале можно просто проголосовать «за» или «против».