Потребовать аннулирования фармлицензии аптечного киоска может не только региональный ОУЗ, выдавший лицензию, но и Росздравнадзор

Потребовать аннулирования фармлицензии аптечного киоска может не только региональный ОУЗ, выдавший лицензию, но и Росздравнадзор
[email protected] / Depositphotos.com

Закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не связывает право на аннулирование лицензий исключительно с органом, выдавшим лицензию, поскольку в п. 12 ст. 20 этого Закона идет речь о лицензирующем органе, а Росздравнадзор в установленной сфере является лицензирующим органом с правом на обращение в суд с заявлением об аннулировании лицензии (определение Верховного Суда РФ от 4 марта 2020 г. № 302-ЭС20-337).

На это указали суды в деле об аннулировании лицензии на фармдеятельность – ранее Росздравнадзор обнаружил, что лицензиат представил в региональный ОУЗ подложные документы (о высшем фармобразовании). Росздравнадзор обратился в суд с требованием аннулировать лицензию как выданную в нарушение установленного порядка в связи с предоставлением соискателем подложных документов.

Лицензиат возражал, указывая на два обстоятельства:

во-первых, Росздравнадзор провел свою проверку с нарушением требований закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;во-вторых, Росздравнадзор вообще не вправе требовать аннулирования лицензии, потому что не он ее выдавал.

Однако суды отвергли оба довода:

в данном случае Закон № 294-ФЗ не применялся, поскольку лицензионный контроль не осуществлялся. В Росздравнадзор поступила жалоба на то, что ИП, которая владеет аптечным пунктом, не имеет высшего фармобразования. Для проверки доводов заявления Росздравнадзор запросил сведения из Курского медуниверситета, который подтвердил, что не выдавал ИП ни диплом, ни сертификат специалиста;Росздравнадзор, получив сведения о том, что представленные соискателем лицензии сведения и (или) документы являются недостоверными, вправе проверить такую информацию без вступления во взаимоотношения с лицом, предоставившим такую информацию, и без проведения проверки в порядке закона № 294-ФЗ;в рассматриваемом случае лицензия выдана предпринимателю неправомерно в связи с представлением им подложных документов, являющихся обязательными к представлению соискателем лицензии,и значит, для аннулирования лицензии не требовалось установления фактов неоднократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований, неисполнения законных предписаний надзорного органа, непринятия мер к устранению нарушения лицензионных требований;что касается полномочий Росздравнадзора, то согласно подп.»а» п. 3 Положения о лицензировании фармдеятельности, такое лицензирование осуществляет Росздравнадзор (в части оптовой деятельности, в части аптечной деятельности организаций, подведомственных ФОИВ; а также в части лицензионного контроля за иными организациями и ИП, осуществляющими фармдеятельность);следовательно, в названной сфере Росздравнадзор является лицензирующим органом с правом обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии.