10 наиболее важных изменений января-февраля для бухгалтера бюджетной сферы

10 наиболее важных изменений января-февраля для бухгалтера бюджетной сферы
tab62 / Depositphotos.com

Формирование годовой бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности, планирование деятельности на предстоящий период, переход на применение очередной порции федеральных стандартов и многое другое не позволяют бухгалтеру в начале года в полной мере уделить внимание изменениям в законодательстве. Между тем, уже в первые месяцы текущего года вступили или вот-вот вступят в силу ряд нововведений.

Мы подготовили специальный обзор, чтобы вы были в курсе основных новшеств:

Новое в федеральных стандартах бухучета: меньше «Красного сторно», больше отчетности для раскрытия бюджетной информации

Минюст Российской Федерации зарегистрировал приказы о внесении изменений практически во все применяемые стандарты. Ряд поправок носят технический характер, однако во многие стандарты включены также весьма существенные изменения и дополнения. В частности, отложено начало применения Стандартов «Непроизведенные активы» и «Информация о связанных сторонах», исключена возможность применения способа «Красное сторно» в ряде ситуаций, регулируемых Стандартами «Долгосрочные договоры» и «События после отчетной даты», расширен перечень отчетности, раскрывающей бюджетную информацию. Подробнее об этих и других важных изменениях читайте здесь.

Новое в КоАП РФ: административные штрафы для учреждений сферы культуры

С 13 января вступили в силу поправки в КоАП РФ, согласно которым вводится административная ответственность организаций культуры в том числе за превышение допустимой стоимости сопутствующих услуг, оказываемых при продаже билетов. Размер штрафа определяется кратно к цене, указанной в билете, абонементе, путевке:

на должностных лиц – от 1,5 до 2-кратной цены, на юридических лиц – от 2 до 3-кратной цены

Подробности – здесь.

Новое в оплате труда в бюджетной сфере: особенности для ветеринаров, тренеров и работников культуры

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений подготовила единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2020 году. В них дополнительно включено несколько новых норм, касающихся, в том числе, установления стимулирующих выплат тренерам, осуществляющим спортивную подготовку, а также работникам сферы ветеринарии и культуры.

Новое в применении ККТ: кто еще может не применять кассовый аппарат

Очередное послабление для учреждений сельских поселений. С 8 января муниципальные учреждения, расположенные в сельской местности, вправе не применять кассовую технику при осуществлении расчетов за оказанные услуги населению в области культуры. Какие именно виды учреждений получили такое освобождение, а кого оно не коснулось – смотрите здесь.

Кроме того, на рассмотрении находится проект поправок в Закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», предусматривающий освобождение государственных и муниципальных архивных учреждений от обязанности использовать кассовую технику при оказании платных услуг юридическим и физическим лицам.

Новое в КВР и КОСГУ: таблица соответствия-2020, поправки в КБК и разъяснения Минфина

C 1 января 2020 года не применяется Порядок формирования и применения КБК № 132н – ему на смену Минфин приказом от 6 июня 2019 г. № 85н утвердил новые правила составления и применения КБК, их структуру и принципы назначения. В этой связи разработана и новая Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов. В целом, она повторяет сочетания КВР и кодов КОСГУ, которые были предусмотрены её «предшественницей», применявшейся в 2019 году.

Сам Порядок № 85н также был скорректирован. В частности, определены КБК для отражения безвозмездно полученного имущества. Теперь казенные учреждения, органы власти, местного самоуправления при безвозмездном поступлении НФА в 1-17 разрядах счета 1 401 10 19Х должны указывать коды прочих доходов по безвозмездным неденежным поступлениям в бюджеты в формате 2 07 ХХХХХ ХХ ХХХХ 180. Перечень доходных КБК дополнен кодами для поступлений в бюджеты платы за сервитут, межбюджетных трансфертов и возврата их остатков

Кроме того, Минфин подготовил руководство по применению КОСГУ в части оплаты труда, начислений на соответствующие выплаты, уточнив при этом еще ряд важных моментов, не до конца урегулированных Порядком № 209н. О них мы рассказывали 17, 24 и 28 января.

Новое в организации хранения документов: изменился перечень документов и сроки их хранения

18 февраля вступил в силу новый Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения. Обязателен он для применения как организациями бюджетной сферы, так и иными юридическими лицами. Самое главное в новом документе – это изменение сроков хранения бухгалтерских, налоговых, кадровых и иных документов. Одни документы теперь придется хранить дольше, по другим срок хранения сократится. Основные новеллы Перечня осветил Минфин. Мы же подготовили специальную сравнительную таблицу с наиболее заметными изменениями.

А вскоре после этого Росархив выпустил Инструкцию по применению вышеуказанного Перечня, в которой помимо прочего напомнил, что нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет административную ответственность по ст. 13.20 КоАП – штраф для должностных лиц составляет от 300 до 500 руб.

Кроме того, с 12 февраля вступили в силу новые Правила делопроизводства и архивного хранения документов, утвержденные Росархивом. Его в обязательном порядке должны применять:

федеральные органы государственной власти; иные федеральные государственные органы; органы государственной власти и иные госорганы субъектов РФ; органы местного самоуправления.

На основе общего свода правил органы власти и местного самоуправления вправе разработать типовые и примерные номенклатуры дел для себя и подведомственных организаций. Обратите внимание: согласно новому порядку ответственность за организацию, состояние делопроизводства и соблюдение требований приказа Росархива несет руководитель органа власти либо лицо, исполняющее его обязанности. Ранее подобной нормы в правилах делопроизводства не содержалось.

Новое в госзадании: изменены сроки утверждения задания для федеральных учреждений

Теперь госзадание для федеральных учреждений должно быть утверждено в течение 15 рабочих дней с даты отражения ЛБО на лицевом счете главного распорядителя бюджетных средств – для КУ или органа-учредителя – для АУ и БУ. Соответствующие поправки вступили в силу 27 февраля. Напомним, до внесения изменений 15 дней отсчитывались от даты утверждения лимитов. Обновленный порядок применяется при формировании государственного задания начиная уже с задания на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Будьте внимательны: несвоевременное утверждение (неутверждение) государственного задания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб. по ст. 15.15.15 КоАП РФ.

Новая ключевая ставка: рассчитываем пени, неустойки и компенсации по-новому

С 10 февраля ЦБ РФ снизил ставку до 6% годовых. Напомним, что размер ключевой ставки имеет значение при расчете, в частности:

пени по налогам и взносам; неустойки поставщикам и заказчикам по Закону № 44-ФЗ; компенсации за задержку зарплаты и других выплат, причитающихся работнику; процентов за пользование чужими денежными средствами.

Новое в осуществлении внутреннего финансового аудита: утвержден еще один стандарт

С 1 января 2020 года внутренний финансовый аудит (ВФА) должен осуществляться в соответствии с федеральными стандартам.

21 января вступил в силу третий федеральный стандарт внутреннего финансового аудита – «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита».

Два других, напомним, вступили в силу в конце прошлого года.

Кроме того, в феврале Минфин подготовил проект еще одного федерального стандарта внутреннего финансового аудита – «Реализация результатов внутреннего финансового аудита», который определит порядок составления заключений по результатам аудиторских мероприятий. 

Новые позиции судов, на которые стоит обратить внимание

Скорая медпомощь при психзаболеваниях не может оплачиваться из ОМС

К такому выводу пришел Верховный Суд РФ, рассматривая спор между учреждением и ТФОМС о нецелевом расходовании средств Фонда:

на оплату труда штатных работников, включенных в состав специализированной психиатрической выездной бригады СМП, – врач-психиатр; фельдшер выездной психиатрической бригады; санитар выездной психиатрической бригады, на покупку ГСМ, лекарств, медицинских изделий, расходных материалов, затраченных в связи с оказанием медпомощи при психических расстройствах и расстройствах поведения.

Судьи четырех инстанций поддержали ревизоров.

Возможно ли оплачивать «коммуналку» и налоги без распределения между КФО 2 и 4?

Положительный ответ на этот вопрос следует их решения суда апелляционной инстанции. При проведении проверки ревизоры выявили, что в результате неверно произведенного расчета коэффициента платной деятельности, учреждением были необоснованно произведены расходы по оплате коммунальных услуг и имущественных налогов в части КФО 2 за счет средств субсидии госзадание.

Однако судьи с ними не согласились и указали, что учреждение может нести ответственность только в случае нецелевого использования бюджетных средств, либо при невыполнении госзадания. А поскольку задание за проверяемый период выполнено в полном объеме, кредиторской задолженности по обязательствам, в том числе по уплате коммунальных услуг, налогов и иных обязательных платежей бюджет не имеется, судьи двух уровней пришли к единому выводу: вести речь об ущербе бюджету в такой ситуации неправомерно.

Работник не отчитался за подотчетные средства и не вернул их – удержите НДФЛ!

В ходе мероприятий налогового контроля налоговые инспекторы обнаружили, что работник проверяемой организации не сдал авансовый отчет, никаким образом не подтвердил целевое расходование подотчетных средств и не вернул неиспользованную сумму. Выданные под отчет деньги проверяющие включили в совокупный доход работника и доначислили НДФЛ, пени и штраф.

Организация же утверждала, что спорный доход – это подотчетные средства, следовательно, обязанности удерживать из них НДФЛ у нее нет, после чего обратилась в суд с намерением признать решение налоговой инспекции незаконным.

Однако суды на трех уровнях рассмотрения дела признали доначисление НДФЛ правомерным. Верховный Суд РФ поддержал позицию коллег: если у организации нет документов, подтверждающих расходование подотчетных средств, то суммы, выданные работнику, облагаются НДФЛ.

Ремонт отдельных помещений в здании: текущий или капитальный?

Такой вопрос встал перед судом после обращения бюджетного учреждения с требованием о признании незаконным решения Казначейства, в котором ревизоры признали нецелевым расходованием средств оплату стоимости капитального ремонта комнат и коридоров общежития. По их мнению, ремонт отдельных помещений в здании должен рассматриваться как текущий.

Однако суды с ними не согласились. Основные аргументы судей:

к текущему ремонту относится восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками, в то время как в рассматриваемой ситуации первичные документы учреждения подтверждают восстановление отделки стен по всей площади ремонтируемых комнат; одни и те же виды работ могут выполняться как в рамках капитального, так и текущего ремонта. Однако для квалификации проведенных работ значение имеют не их виды или наименования, а цель проведения ремонта, общий объем работ и последствия для ремонтируемого объекта. В данном случае выполненные по договору работы по ремонту комнат в полном объеме соответствуют понятию капитальный ремонт, что также следует из содержания договоров и первичных документов (локальных сметных расчетов, актов формы КС-2).

Оплата дополнительных работ за счет экономии средств по контракту не нарушение!

Такова окончательная позиция Верховного Суда РФ.

При исполнении госконтракта образовалась экономия денежных средств, которая была направлена учреждением на выполнение дополнительных работ без заключения дополнительного соглашения к контракту. Однако суды, в том числе высшей инстанции, пришли к выводу, что произведенные расходы по оплате работ по контракту без дополнительного соглашения направлены на обеспечение выполнения функций учреждения по закупке работ для государственных нужд, на создание и увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного имущества, а также на исполнение обязательств по заключенному контракту в пределах выделенных средств. При таких обстоятельствах претензии Казначейства о нецелевом характере произведенных расходов необоснованны.