Чем граждане запивают коронакризис
В условиях пандемии российский алкогольный рынок начал трансформироваться. Пока производство вина и крепкого спиртного падает, о чем свидетельствуют данные специалистов Аналитического центра при Правительстве РФ, спрос потребителей на веселящие напитки растет. Но если в марте торговые сети фиксировали увеличение продаж по всем видам алкогольной продукции, то в апреле ретейл может столкнуться с резким снижением покупательской активности. Экономический кризис, вызванный падением рубля и коронавирусом, оставил многих россиян без денег. В дальнейшем спрос на алкоголь продолжит расти, но в первую очередь на дешевый суррогат: самогон, паленую водку и спиртосодержащие жидкости.
фото: Наталья Мущинкина
Производство вина и крепких спиртных напитков с начала года в России заметно снизилось. По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, за январь–февраль 2020 года тихих вин выпущено почти на четверть, а водки почти на 10% меньше, чем за тот же период прошлого года.
По мнению главного аналитика ТелеТрейд Марка Гойхмана, снижение производства некоторых видов алкогольной продукции в январе–феврале не связано с коронавирусом, поскольку происходило до вспышки пандемии в России. «Например, водки стало производиться меньше на 9,3%, но в целом объем выпуска ликеро-водочных изделий крепостью выше 25% поднялся на 6,1%. Поэтому вряд ли можно говорить об уменьшении предложения на данном рынке», — отмечает он.
Но вот дальше в дело вступает уже вирус, и эпидемия может крайне негативно отразиться на этом рынке. Об этом «МК» рассказал директор «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. Спрос на легальную розничную продукцию рухнет, а на суррогатный алкоголь резко возрастет, потому что деньги у людей попросту закончатся, опасается эксперт. «С середины апреля легальное производство и официальные продажи начнут серьезно падать. У населения нет средств. Потребителю приходится уходить в нелегальный сектор», — считает наш собеседник.
В середине марта, боясь грядущего дефицита товаров, возможной девальвации национальной валюты и введения режима ЧС, люди кинулись опустошать магазинные полки. Народ скупил всю гречку, туалетную бумагу, макароны, консервы. В начале апреля, после объявления о недельном всероссийском выходном, потребители стали скупать и алкоголь. Ряд аналитических агентств зафиксировал всплеск потребительского спроса на спиртные напитки. Например, по данным исследовательской компании Nielsen, продажи водки за 23–29 марта выросли на 31% по сравнению с аналогичной неделей прошлого года. Спрос на виски увеличился на 47%, по пиву прирост — 25%. Однако не все эксперты рынка согласны с достоверностью таких исследований. По их мнению, данные получают выборочным путем, поэтому они не отражают полной картины происходящего на рынке.
Отметим, что согласно информации от системы учета объемов продажи и реализации алкоголя (ЕГАИС), продажи водки в марте текущего года к марту 2019-го упали на 0,5%. Падение зафиксировано и по коньяку. Рост по вину был, но ажиотажным его назвать нельзя. «В марте продажи в розницу должны были взлететь, массовые увольнения еще не начались, и деньги на тот момент у людей были, но этого не произошло. Что говорит только об одном — народ начал активно закупать нелегальную суррогатную продукцию. Камчатка отчиталась, что население приобрело все имеющиеся самогонные аппараты, опустошив легальные торговые точки», — утверждает Дробиз.
Эксперт подчеркивает, что продажи алкоголя уже выросли и продолжат увеличиваться, но не в легальной рознице, а в теневом секторе. «Уже в ближайшие дни у половины населения нашей страны закончатся последние сбережения, и с середины апреля начнет падать легальное производство и официальные продажи крепкого алкоголя. Те же, кто откажется от покупки суррогата, зальют этот кризис пивом», — пророчит эксперт.
По прогнозам специалистов, по итогам текущего года рынок нелегальной суррогатной продукции вырастет с 60 млн до 80 млн дал. Под теневым сектором эксперты рынка имеют в виду производство самогона, нелегальной водки, а также потребление спиртосодержащих жидкостей, в том числе антисептиков, спрос на которые вырос в 4 раза. Производители боятся: половину антисептиков могут просто выпить. Впрочем, именно поэтому большинство антибактериальных лосьонов продается в натуральном виде и без добавления опасной химии, чтобы люди не травились. И это пока единственная хорошая новость зараженного вирусом алкогольного рынка.