Агробизнес дополнительно заработал на реализации сырого молока около 60 миллиардов

В прошлом году выручка от реализации сырого молока агрохолдингами и фермерами выросла на 11,9%. Рынок компенсировал спад, вызванный ценовым кризисом 2018 года.

В 2019 году выручка отечественных производителей сырого молока увеличилась на 59,8 миллиарда рублей, об этом свидетельствуют результаты исследования «Рынок молока в России: исследование и прогноз до 2024 г.», подготовленного маркетинговым агентством ROIF Expert в 2020 году. За счет наращивания продаж и роста цен российские поставщики компенсировали потерю около 30 миллиардов рублей, которая была вызвана резким падением цен на сырое молоко в конце 2017 – начале 2018 года. Продажи в 2019 году превзошли результаты предыдущего пика. В целом рынок молока-сырья в России за пять лет вырос на 12,1% в натуральном выражении благодаря повышению ценовой конкурентоспособности отечественной продукции после девальвации рубля в конце 2014 года.

На рынке до сих пор сохраняется потенциал для роста производства. Только пять субъектов федерации в год производят более миллиона килограммов молока. Это республики Татарстан и Башкортостан, Краснодарский и Алтайский края, а также Ростовская область. Рынок сырого молока в России характеризуется достаточно равномерным региональным распределением производства. Так 10 регионов-лидеров дают 37% продукции.

Тем не менее, существуют центры концентрации молочного животноводства. В первую очередь, нужно выделить Приволжский федеральный округ, где производится 30,9% сырого молока в стране. Постепенно наращивают долю рынка и представители агробизнеса в Центральном федеральном округе, где в прошлом году было произведено 19,2% продукции. Постепенный рост доли ЦФО обусловлен необходимостью снабжения перерабатывающих предприятий, ориентированных на рынок столичной агломерации.

Эксперты молочного рынка отмечают достаточно низкую аналитическую ценность такого показателя, как объём производства молока. Это связано с тем, что официальная статистика учитывает в этой категории также продукцию, выпускаемую хозяйствами населения (37,4% по отчётам 2019 года). Указывается на то, что это молоко либо потребляется внутри хозяйств и не поступает на рынок, либо вообще присутствует лишь в отчетах. Более информативным признается показатель реализации сырого молока, который в прошлом году был на 8,9 миллиона тонн меньше данных по валовому производству.