Рубрика: Профессия

  • Профессиональные права адвокатов: основные нарушения и способы защиты

    Мария Шувалова

    Профессиональные права адвокатов: основные нарушения и способы защиты
    alphaspirit / Depositphotos.com

    Не первый год экспертное сообщество обсуждает необходимость подкрепления конкретными мерами ответственности гарантии независимости адвоката от вмешательства в его законную деятельность и воспрепятствования ей. Соответствующий запрет, напомним, установлен законодательно (ст. 18 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»; далее – закон об адвокатуре), но добиться его соблюдения при отсутствии реальных санкций, как неоднократно отмечали эксперты, практически невозможно. Напомним, еще в 2016 году СПЧ, исполняя поручение главы государства о подготовке предложений об установлении дополнительных гарантий независимости адвокатов при исполнении ими служебных обязанностей (подп. «б» п. 3 перечня поручений Президента РФ от 27 ноября 2015 г. № Пр-2442), рекомендовал дополнить соответствующими положениями КоАП и Уголовный кодекс1. Причем составом административного нарушения, по мнению Совета, должно стать нарушение законодательства об адвокатуре – несоблюдение адвокатской тайны, а также непринятие или несвоевременное принятие мер по обеспечению безопасности самого адвоката, членов его семьи и сохранности их имущества. А за вмешательство в законную деятельность адвоката в любой форме было предложено установить уголовную ответственность – аналогичную санкциям за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ).

    Стоит отметить, что в настоящее время на рассмотрении Совета законодателей РФ находится законодательная инициатива2, предполагающая закрепление именно такой ответственности (в ст. 294 УК РФ) за вмешательство в деятельность защитника в уголовном судопроизводстве. Однако ее авторам, скорее всего, будет рекомендовано не вносить соответствующий законопроект в Госдуму – об этом говорится в проекте заключения ответственной за рассмотрение инициативы комиссии. За основу такого решения взят довод о существенном различии полномочий прокурора, следователя и дознавателя и тех полномочий, которыми в рамках уголовного процесса наделен адвокат.

    Для составления договора оказания юридических услуг воспользуйтесь сервисом «Конструктор правовых документов» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

    Получить доступ

    В связи с этим можно прогнозировать появление в УК РФ все-таки отдельной нормы об ответственности за воспрепятствование осуществлению адвокатской деятельности – аналогичной, например, той, которая обеспечивает защиту законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ). Именно такой подход, как отметил в ходе состоявшегося вчера в Совете Федерации круглого стола «Защита прав адвокатов как инструмент обеспечения правосудия» заместитель Министра юстиции РФ Денис Новак, поддерживает Минюст России. Согласно указанной статье, напомним, использование служебного положения, а также применение насилия или повреждение имущества в целях воспрепятствования законной деятельности являются квалифицирующими признаками данного преступления.

    Практика показывает, что перечень способов противодействия законной деятельности защитников довольно обширен – в комиссии адвокатских палат по защите профессиональных прав адвокатов стабильно поступают сообщения о фактах необоснованного отказа в удовлетворении ходатайств (о допросе свидетеля, производстве судебной экспертизы и др.), в приобщении к материалам дела предметов и документов, которые могут быть признаны доказательствами, в выдаче необходимых для осуществления профессиональной деятельности документов, а также о случаях несвоевременной выдачи таких документов, нарушения условий конфиденциальности встреч, переписки и телефонных переговоров адвоката и доверителя, заявлении необоснованных отводов защитнику и т. д. Кроме того, складывается негативная тенденция к увеличению числа посягательств на адвокатскую тайну – проведения в нарушение прямо установленного запрета (ст. 8 закона об адвокатуре) допросов и обысков адвокатов для установления обстоятельств дела, о которых они узнали при оказании юридической помощи. По приведенным президентом ФПА РФ Юрием Пилипенко данным, в 2017 году было зафиксировано 168 таких нарушений, а в 2018 – уже 223. Причем среди общего их количества число незаконных обысков в жилых и служебных помещениях адвокатов относительно невелико: 34 и 40 (в позапрошлом и прошлом годах соответственно), что, вероятно, обусловлено закреплением в процессуальном законодательстве особенностей производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката, предусматривающих возможность проведения указанных следственных действий только после возбуждения уголовного дела в отношении адвоката и на основании постановления судьи (ст. 450.1, п. 5.2 ч. 3 ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса). Подобным образом нужно урегулировать и порядок проведения допроса адвоката, полагает председатель Комитета по защите профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Ростовской области Максим Хырхырьян. Дополнение УПК РФ положением об отнесении решения о производстве допроса адвоката к исключительным полномочиям суда, по его мнению, обеспечит соблюдение уже установленного правила о невозможности проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвокатов без соответствующего судебного решения (п. 3 ст. 8 закона об адвокатуре).

    Еще одной проблемой для выступающих в качестве защитников по уголовным делам адвокатов является невозможность соблюдения на практике права беспрепятственно встречаться с доверителем без ограничения числа и продолжительности визитов (подп. 5 п. 3 ст. 6 закона об адвокатуре, п. 1 ч. 1 ст. 53 УПК РФ) в связи с режимом работы СИЗО. «Есть право адвоката встречаться с доверителем неограниченное число раз, есть такое же право обвиняемого на встречи с защитником [п. 9 ч. 4 ст. 47 УПК РФ. – ГАРАНТ.РУ] и есть работа СИЗО уголовно-исполнительной системы: с 8.00 до 17.00 или с 9.00 до 18.00 (в некоторых – с перерывами на обед), и за час до закрытия в них уже не попасть», – отметил Максим Хырхырьян. Поскольку в таких условиях о беспрепятственном доступе и неограниченности по времени посещений говорить нельзя, предлагается закрепить в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» право лица, содержащегося под стражей, встречаться с защитником с 6.00 до 22.00 по местному времени, в том числе в выходные и праздничные дни. В пределах именно такого временного промежутка, напомним, разрешено по общему правилу производство следственных действий (ч. 3 ст. 164, п. 21 ст. 5 УПК).

    В то же время обеспечение беспрепятственного доступа адвокатов в места, которые они посещают в связи с оказанием услуг доверителям, не обязательно должно обеспечиваться внесением поправок в законодательство. Так, например, Минюст России в прошлом году обновил инструкцию по организации пропускной системы, прямо указав в ней возможность оформления пропуска адвокату при предъявлении только удостоверения. По мнению Дениса Новака, аналогичные меры могут предпринять все министерства и ведомства, которые по долгу профессии посещают адвокаты.

    ______________________________

    1 С текстом рекомендаций по итогам специального заседания «О дополнительных гарантиях независимости адвокатов при исполнении ими служебных обязанностей» можно ознакомиться на официальном сайте СПЧ. 2 Проект законодательной инициативы № 7-768 «О внесении изменений в статью 294 Уголовного кодекса Российской Федерации» и материалы к нему размещены в Системе обеспечения законодательной деятельности.

    Источник: garant.ru
  • Сотрудников полиции могут наделить правом выносить гражданам официальные предостережения

    Екатерина Чернявская

    Сотрудников полиции могут наделить правом выносить гражданам официальные предостережения
    blinow61 / Depositphotos.com

    Группа депутатов Госдумы во главе с Александром Хинштейном предлагает расширить полномочия сотрудников полиции для выполнения возложенных на них обязанностей. Им может быть предоставлено право объявлять физлицу обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, подведомственных полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения1. В этих целях планируется внести дополнения в п. 12 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – закон о полиции).

    Необходимость нововведений аргументируется тем, что соответствующие полномочия есть, к примеру, у органов прокуратуры и Следственного комитета (ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 10, подп. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»). А прямое указание об их наличии у полицейских в законе о полиции отсутствует.

    C примерной формой возражений на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, подготовленной экспертами компании «Гарант», можно ознакомиться в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

    Отметим, что на прошлой неделе Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о наделении Следственного комитета РФ полномочиями по организации судебных экспертиз. В случае его принятия сотрудники Следственного комитета РФ смогут назначать судебную экспертизу, поручать ее производство государственным судебно-экспертным учреждениям и другим экспертным учреждениям.

    ______________________________

    1 С текстом законопроекта № 667479-7 «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О полиции» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

    Источник: garant.ru
  • Владимир Путин предлагает наделить Следственный комитет РФ полномочиями по организации судебных экспертиз

    Владимир Путин предлагает наделить Следственный комитет РФ полномочиями по организации судебных экспертиз

    Екатерина Чернявская

    Владимир Путин предлагает наделить Следственный комитет РФ полномочиями по организации судебных экспертиз
    AndreyBezuglov / Depositphotos.com

    Сегодня Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, которым планируется включить в число основных задач Следственного комитета РФ организацию и производство судебных экспертиз. В частности, речь идет о следующих экспертизах:

    молекулярно-генетической; компьютерно-технической; видеотехнической; информационно-аналитической; строительно-технической; финансово-аналитической; дактилоскопической и других видах1.

    Также документом предлагается наделить сотрудников Следственного комитета РФ полномочиями назначать судебную экспертизу, поручать ее производство государственным судебно-экспертным учреждениям и другим экспертным учреждениям, государственным судебным экспертам и иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями. Кроме того, ожидается, что они смогут как требовать, так и осуществлять производство судебной экспертизы. В случае принятия закон вступит в силу со дня его официального опубликования. Однако председатель Московской коллегии адвокатов «Скрипка. Леонов и партнеры» Игорь Скрипка выразил сомнение в целесообразности нововведения в рамках существующих реалий: «У нас в уголовном судопроизводстве фактически нет конкуренции между заключениями экспертов – у следователя есть все материалы дела, на основании которых он назначает экспертизу. При этом потерпевший или обвиняемый, не согласные с заключением, доступа к материалам не имеют и не могут провести свою альтернативную экспертизу. Не исключено, что экспертизы при Следственном комитете РФ будут проводиться в угоду следствию или на основании сокращенных, неполных данных, которые оно предоставит», — пояснил эксперт

    Напомним, что к 1 октября Следственному комитету РФ совместно с МВД России, ФСБ России и Генеральной прокуратурой РФ предстоит издать акты, предусматривающие утверждение порядка рассмотрения обращений предпринимателей на пилотной цифровой платформе по поводу давления на них со стороны правоохранительных органов.

    ______________________________

    1 С текстом законопроекта № 663034-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной судебно- экспертной деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

    Источник: garant.ru
  • Скорректированы правила пенсионного обеспечения судей, ставших инвалидами в период реализации полномочий

    Екатерина Чернявская

    Скорректированы правила пенсионного обеспечения судей, ставших инвалидами в период реализации полномочий
    ligorosi / Depositphotos.com

    Подписан федеральный закон, в соответствии с которым с 6 марта у таких судей появилось право на получение ежемесячного содержания по инвалидности до приобретения ими права на выплату ежемесячного пожизненного содержания, либо на страховую пенсию по инвалидности. При этом величина ежемесячного содержания теперь устанавливается в процентах от суммы ежемесячного денежного вознаграждения с учетом группы инвалидности и стажа работы в должности судьи:

    инвалидам I и II групп в размере 3% за каждый полный год стажа в качестве судьи; инвалидам III группы – 2% (Федеральный закон от 6 марта 2019 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

    Закон принят на основании инициативы Правительства РФ во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2018 г. № 9-П. В указанном постановлении Суд выразил мнение, что в рамках социального обеспечения судей должно учитываться наступление инвалидности, не позволяющей продолжить исполнение полномочий по причинам, не связанным со служебной деятельностью.

    C примерной формой заявления об отмене заочного решения, подготовленной экспертами компании «Гарант», можно ознакомиться в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

    Отметим, что Верховный Суд Российской Федерации разработал законопроект, в случае принятия которого мировых судей будут назначать бессрочно. Однако предельный возраст пребывания в должности мирового судьи планируется оставить прежним – 70 лет (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»).

    Источник: garant.ru