ArturVerkhovetskiy / Depositphotos.com
К 2024 году необходимо в рамках реализации нацпроекта «Образование» обеспечить среди прочего воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования (подп. «а» п. 5 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»). Мероприятия нацпроекта «Образование» прежде всего направлены на реализацию четырех ключевых направлений развития системы:
обновление содержания образовательных программ; создание необходимой современной инфраструктуры; создание наиболее эффективных механизмов управления отраслью; подготовка кадров для работы в системе образования, их переподготовка и повышение квалификации.
Первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова отметила на состоявшихся вчера тематических общественных слушаниях, что профессия учителя всегда в российском обществе была уважаемой, но в последнее время ее престиж упал. По мнению эксперта, необходимо реанимировать статус профессии. При этом отметим, что на законодательном уровне признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Более 1252 профессиональных стандартов в нашей бизнес-справке
На примере одного из субъектов РФ о компетентностных «дефицитах» учителей рассказал координатор межрегиональной Ассоциации развития технологий оценки работников и образовательных учреждений, член Экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей Комитета Госдумы по образованию и науке, к. п. н. Станислав Климин, ссылаясь на данные опроса, проведенного представляемой им ассоциацией. Так, к таким «дефицитам» в первую очередь можно отнести владение теорией школьного обучения и воспитания (только 3,5% учителей оказались «стобалльниками» по итогам оценки компетенции по данному критерию) и знание нормативно-правовых основ в сфере образования (6,8%). Учителей, обладающих отличными знаниями возрастной физиологии, оказалось 17,2%, а знаниями по общей психологии – 42,2%. Станислав Климин обозначил, что учитель должен обладать целым набором компетенций:
профессионально-технологическими, к которым относятся среди прочего уровень общеметодической подготовки, владение целостными технологиями обучения и воспитания; профессионально-социальными, включая, например, готовность соотносить личные интересы с потребностями всех групп участников образовательного процесса и конструктивно разрешать конфликты; компетенциями по решению профессионально-значимых проблем; профессионально-коммуникативными; правовыми (знанием основных НПА, регламентирующих образовательную деятельность); информационными (умением работать с различными информационными ресурсами при решении профессиональных задач); компетенциями педагогического работника, определяемыми его профессионально значимыми личностно-деловыми качествами.
«Раньше школа была оплотом стабильности и устойчивости. Сейчас в ней должны учить адаптации к быстрым переменам», – отметил председатель комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, Заместитель председателя научного совета ВЦИОМ Иосиф Дискин. Эксперт подчеркнул, что в условиях трудно осознаваемых перманентных и быстрых социальных и технологических изменений в школах детей должны учить идентификации существа перемен и адекватной к ним адаптации.
Кроме того, по мнению Иосифа Дискина, необходимо воспитывать у школьников «нравственный» взгляд на все происходящее в обществе. «Нужно возвращать в школы нравственное измерение», – считает эксперт. По его мнению, воспитание должно быть комбинированным – гражданским и патриотическим. Людмила Дудова указала, что развивать в детях чувство патриотизма следует через изучение истории страны. Она также обратила внимание на то, что нужно обучать детей не только адаптации к технологическим изменениям, но и умению вести себя в «каждодневных» ситуациях, так как современные школьники часто оказываются не готовы к решению текущих жизненных проблем.