Рубрика: Государство

  • Минприроды России опровергает возможный дефицит продуктов

    Минприроды России опровергает возможный дефицит продуктов

    Минприроды России опровергает возможный дефицит продуктов
    accept001 / Depositphotos.com

    Сегодня ряд СМИ распространил информацию о том, что товарный ассортимент может резко снизиться в результате реализации законопроекта1 Минприроды России.

    Речь идет о документе, который предусматривает создание нескольких реестров в системе учета отходов от использования товаров – реестры производителей, утилизаторов, товаров и упаковки, а также недобросовестных участников системы. Если товар не занесен в этот реестр, выпускать его в продажу будет запрещено. Конечная цель таких поправок – проконтролировать уплату утилизационного сбора всеми его плательщиками.

    За сколько дней до закрытия магазина на ремонт администрация должна предупредить об этом покупателей? Узнайте из Домашней правовой энциклопедии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

    Получить доступ

    По данным СМИ, Ассоциация компаний розничной торговли и Ассоциация компаний интернет-торговли направили в Минприроды России письмо. В нем объединения предпринимателей выражают опасения, что запрет на реализацию товаров, не включенных в реестр, создает риски ухода торговли в серую зону. Все это может привести к резкому сокращению ассортимента в супермаркетах и интернет-магазинах.

    Минприроды России уверяет, что новые правила не скажутся на доступности товаров. «Ответственность производителей за утилизацию товаров и упаковки действует уже более четырех лет. Минприроды России призывает не пугать россиян пустыми полками. Заявления о якобы рисках похожи на манипуляции, связанные с внедрением реального контроля за соблюдением действующего законодательства», – отметили2 в министерстве.

    Напомним, в конце декабря 2020 года была утверждена Концепция совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (утв. Правительством РФ 28 декабря 2020 г. № 12888п-П11). Она предполагает, что все производители и импортеры товаров обязаны обеспечить их утилизацию после утраты потребительских свойств. В частности, предполагается ввести с 1 января 2022 года ответственность за неисполнение обязанности по утилизации упаковки.

    Причем утилизация должна будет происходить в полном объеме: сколько упаковки было выпущено в оборот, столько и нужно утилизировать. Сегодня же действуют нормативы утилизации, которые устанавливаются на каждый год (например, в текущем году применяется распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 3722-р).

    _____________________________

    1 С текстом законопроекта и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. 2 С информацией можно ознакомиться на официальном сайте Минприроды России (https://www.mnr.gov.ru/press/news/kommentariy_minprirody_na_poyavivsheesya_v_ryade_smi_soobshcheniya_o_vozmozhnom_defitsite_tovarov_v_/).

  • Закон об обращении лекарств изменен в связи с реформой контрольно-надзорной деятельности

    Закон об обращении лекарств изменен в связи с реформой контрольно-надзорной деятельности

    Закон об обращении лекарств изменен в связи с реформой контрольно-надзорной деятельности
    A.Paes / Depositphotos.com

    Законом-«спутником» (напомним, он принят в связи со скорым началом действия нового Закона о госконтроле № 248-ФЗ) внесены изменения в Закон об обращении лекарственных средств (Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»):

    в связи с тем, что «переоформление лицензии» с марта следующего года будет именоваться «внесением изменений в реестр лицензий», внесены соответствующие технико-юридические правки в части лицензии на производство лекарственных средств (вступят в силу с 1 марта 2022 г.). В рамках федерального государственного лицензионного контроля деятельности по производству лекарственных средств плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся, при этом проводится периодическое подтверждение соответствия лицензиатов лицензионным требованиям; при этом до 1 марта 2022 года в отношении соискателей лицензии на фармдеятельность, лицензиатов, представивших заявление о переоформлении фармлицензии, проводится «старый» лицензионный контроль по правилам Закона № 294-ФЗ («старый» закон о проверках) и Закона № 99-ФЗ о лицензировании; полностью переписана статья (9) о госконтроле (надзоре) в сфере обращения лекарств – он осуществляется одноименным видом контроля и федеральным лицензионным контролем деятельности по производству лекарственных средств. Установлен предмет этого контроля и виды КНМ – проверки, выборочный контроль качества (плановый не проводится, внеплановый – на основании программы проверок, по итогам контроля могут приниматься специальные решения – например, об изъятии из оборота серии/партии лекарства, о переводе лекарственного средства на посерийный выборочный контроль качества и т.п.), контрольная закупка, инспекционный визит и наблюдение за соблюдением обязательных требований (фармаконадзор); утверждены правила формирования программы проверок организации выборочного контроля качества лекарственных средств; утверждены положения о госконтроле (надзоре) за реализацией региональными органами исполнительной власти полномочий в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (предмет надзора – соблюдение методики установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам препаратов ЖНВЛП); утверждены общие положения о региональном госконтроле (надзоре) за применением цен на лекарственные препараты Перечня ЖНВЛП (предмет надзора – соблюдение оптовиками и аптеками, в том числе медорганизациями с фармлицензией, требований к применению цен), более подробные правила должны быть указаны в составе регионального положения о данном виде надзора; утверждены самые общие положения о федеральном государственном лицензионном контроле деятельности по производству лекарственных средств – контроль проводится по правилам нового Закона о госконтроле, плановые КНМ не проводятся, но проводится периодическое подтверждение соответствия лицензиатов лицензионным требованиям (напомним, что проект соответствующего положения уже подготовлен Минпромторгом России); кроме того, установлено, что лицензиаты – фармпроизводители, которым лицензия на производство лекарств была (или будет) предоставлена до 1 марта 2022 года, после 1 марта 2022 года должны пройти процедуру первичного подтверждения соответствия лицензионным требованиям в один из следующих сроков: либо по истечении соответствующего срока, предусмотренного Законом о лицензировании, отсчет которого осуществляется с даты предоставления лицензии или даты проведения последней плановой проверки соблюдения лицензионных требований в зависимости от того, какое событие произошло позднее, но не ранее 1 сентября 2022 года; либо до 1 марта 2023 года, если в течение срока, предусмотренного Законом о лицензировании для прохождения процедуры периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям, предшествовавшего 1 марта 2022 года, проверка соблюдения лицензионных требований при предоставлении лицензии, а также плановые проверки соблюдения лицензионных требований в отношении лицензиата не проводились.

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

  • С 2023 года учитывать имущество казны будем по новому федеральному стандарту

    С 2023 года учитывать имущество казны будем по новому федеральному стандарту

    С 2023 года учитывать имущество казны будем по новому федеральному стандарту
    SergeyNivens / Depositphotos.com

    Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Государственная (муниципальная) казна» призван определить единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как нефинансовые активы имущества казны и отражению их в отчетности (Приказ Минфина России от 15 июня 2021 г. № 84н (зарг. в Минюсте России 14 июля 2021 г.)).

    Оговорено несколько групп имущества, в отношении которых Стандарт применяться НЕ будет:

    биологические активы, библиотечные фонды, независимо от срока полезного использования, финансовые инструменты, объекты незавершенного производства, возникающие у учреждений, осуществляющих функции подрядчика по договорам строительного подряда, объекты, относящиеся к активам культурного наследия.

    Порядок учета этих объектов регулируют иные федеральные стандарты — «Биологические активы», «Основные средства», «Финансовые инструменты», и др.

    Согласно переходным положениям Стандарта «Государственная (муниципальная) казна» при его первом применении, объекты учета, подлежащие отражению на соответствующих балансовых счетах, ранее не признававшиеся таковыми в составе НФА имущества казны или отражавшиеся на забалансовом учете, нужно будет признать в учете на соответствующих балансовых счетах по их первоначальной стоимости. При необходимости может быть произведена их реклассификация и/ или переоценка.

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Дата начала применения Стандарта «Государственная (муниципальная) казна» – 1 января 2023 года.

  • Рекомендованы формы реестров документов, подтверждающих право на льготы по НДС и налогу на имущество организаций

    Рекомендованы формы реестров документов, подтверждающих право на льготы по НДС и налогу на имущество организаций

    Рекомендованы формы реестров документов, подтверждающих право на льготы по НДС и налогу на имущество организаций
    zeynurbabayev / Depositphotos.com

    Нормами налогового законодательства установлено право налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки правильности применения налоговых льгот в качестве пояснения представлять в электронной форме реестр подтверждающих документов (п. 20 ст. 1 Федерального закона от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ). Нормы вступят в силу с 1 июля 2021 года. 

    В настоящее время на регистрации в Минюсте России находится приказ ФНС России, утверждающий формы, порядок заполнения, форматы и порядок представления реестров документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы, в электронной форме (приказа ФНС России от 24 мая 2021 г. № ЕД-7-15/513@). До вступления в силу этого приказа налоговая служба разработала и опубликовала рекомендуемые формы реестров документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по НДС и  налогу на имущество организаций (письмо ФНС России от 11 июня 2021 г. № ЕА-4-15/8244@). Также подготовлены и порядки заполнения вышеуказанных реестров и форматы их представления в электронном виде.

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Реестры представляются налогоплательщиками в ответ на требования о представлении пояснений (п. 6 ст. 88 Налогового кодекса). Напомним, что затребовать у налогоплательщика документы при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе только, если в налоговой декларации обнаружены ошибки или противоречия либо в прямо установленных законодательством случаях (заявлена налоговая льгота, НДС к возмещению и прочее).

  • Автономные учрждения на УСН вправе учесть расходы на здравпункты и борьбу с COVID-19

    Автономные учрждения на УСН вправе учесть расходы на здравпункты и борьбу с COVID-19

    Автономные учрждения на УСН вправе учесть расходы на здравпункты и борьбу с COVID-19
    AlinaKho / Depositphotos.com

    Налогоплательщики УСН с объектом «доходы минус расходы» при определении налоговой базы учитывают только те расходы, которые приведены в соответствующих нормах Налогового кодекса. Перечень носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит.

    Теперь в этот перечень включены расходы:

    на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, и расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации; на приобретение медицинских изделий для диагностики и лечения COVID-19 по перечню Правительства РФ, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования.

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Важно, что действие новых норм распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.

  • Утвержден порядок ведомственного контроля в системе МСЭ

    Утвержден порядок ведомственного контроля в системе МСЭ

    Утвержден порядок ведомственного контроля в системе МСЭ
    vchalup2 / Depositphotos.com

    Минтруд России утвердил порядок контроля за обоснованностью и законностью решений в системе медико-социальной экспертизы (МСЭ):

    решения, принятые бюро МСЭ в городах и районах, контролируют главные бюро МСЭ, решения, принятые главными бюро МСЭ, контролирует Федеральное бюро МСЭ. Контроль за решениями, принятыми экспертным составом главного бюро, может осуществляться по решению руководителя главного бюро другим экспертным составом главного бюро при проведении проверки оказания проверяемым экспертным составом главного бюро.

    Формы контроля – проверки: выездные и документарные, плановые и внеплановые. Ежегодный план проведения проверок Федеральным бюро предусматривает проведение проверок не менее 10 главных бюро, уровень и трехлетняя динамика показателей которых отлична от общероссийских тенденций, а также состояние инвалидности взрослого и детского населения на территории обслуживаемых ими регионов наиболее значимо отличаются от аналогичных показателей в других субъектах РФ. Ежегодный план проведения проверок главным бюро, относящимся к 1 или 2 категории, предусматривает проведение проверок не менее половины всех бюро, входящих в состав соответствующего главного бюро, а ежегодный план проведения проверок главным бюро, относящимся к 3, 4 или 5 категории, – всех бюро, входящих в состав такого главного бюро.

    Поводами к внеплановой (документарной, выездной) проверке могут быть:

    значимое отклонение показателей деятельности главного бюро (бюро), в том числе показателей инвалидности, от аналогичных показателей по РФ (федеральному округу, региону); поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минтруда России; требования прокурора; жалобы и обращения; выявления искажения либо задержек представления главным бюро (бюро) показателей инвалидности взрослого и детского населения, в том числе результатов сравнения указанных показателей с аналогичными показателями, размещенными во ФГИС «Федеральный реестр инвалидов», в региональных ГИСЗ.

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Установлены права и обязанности проверяющих и проверяемых (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 марта 2021 г. № 104н «Об утверждении Порядка осуществления контроля Федеральным бюро медико-социальной экспертизы за решениями, принятыми главными бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы за решениями, принятыми бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах» ).

  • В билете нет обязательного реквизита: как быть с возмещением расходов работнику

    В билете нет обязательного реквизита: как быть с возмещением расходов работнику

    В билете нет обязательного реквизита: как быть с возмещением расходов работнику
    [email protected] / Depositphotos.com

    Об этом споре мы уже рассказывали в феврале, когда рассматривали решение апелляционной инстанции по нему. Напомним, Казначейство при проверке признало, что работодатель необоснованно возместил работникам – госслужащим стоимость билетов на автобус при поездках в командировку и обратно. Дело в том, что эти билеты были приобретены вне автовокзалов и автостанций у перевозчиков-ИП и не соответствовали формам, утверждённым действующими на тот момент Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. По мнению ревизоров, оформленные с нарушением состава обязательных реквизитов документы не могут подтверждать понесенные сотрудниками расходы.

    Составить исковое заявление в суд помогут юристы – партнеры компании «Гарант».

    Оставить заявку на подбор юриста!

    Суды первой и второй инстанций встали на строну работодателя – госоргана. Впоследствии выводы нижестоящих судов поддержала и кассационная инстанция. Требования Казначейства противоречат положениям законодательства, устанавливающим в качестве гарантий правовой и социальной защищенности работников возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Положения Порядка и условий командирования гражданских служащих допускают использование иных документов транспортных организаций, подтверждающих информацию, содержащуюся в проездных документах. Более того, возмещение таких расходов предусмотрено как при наличии оправдывающих документов, так и при их отсутствии – в размере минимальной стоимости проезда. Для федеральных учреждений такая норма закреплена в Постановлении № 729.

    Поэтому судьи были единогласны:

    во-первых, расходы по проезду в служебную командировку и обратно к месту постоянной работы не могут быть возложены на командированного работника; во-вторых, ненадлежаще оформленные проездные документы не являются доказательством нанесенного бюджету ущерба и вполне могут быть основанием для возмещения расходов на проезд.

    Верховный Суд согласился с решением коллег и отказал Казначейству в пересмотре дела (Определение Верховного Суда РФ от 28 апреля 2021 г. № 303-ЭС21-4977).

  • Если АПС ложно сработает трижды за месяц или эксперт, составивший заключение о пожбезопасности, получит штраф, – пожарной проверки не избежать

    Если АПС ложно сработает трижды за месяц или эксперт, составивший заключение о пожбезопасности, получит штраф, – пожарной проверки не избежать

    Если АПС ложно сработает трижды за месяц или эксперт, составивший заключение о пожбезопасности, получит штраф, – пожарной проверки не избежать
    micrologia / Depositphotos.com

    МЧС России утвердило два индикатора риска нарушения «пожарных» обязательных требований (далее – ОТ). Напомним, что индикаторы риска сами по себе не являются нарушениями ОТ, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о том, что они нарушены, а охраняемые законом ценности находятся под угрозой (Приказ МЧС России от 7 июня 2021 г. № 364). Поэтому выявление индикатора риска – это основание для проведения внепланового надзорного мероприятия «с взаимодействием» – проверки, рейдового осмотра, инспекционного визита и т.п.

    Итак, внеплановое пожарное КНМ может случиться, если:

    в течение 30 календарных дней система противопожарной защиты на многолюдном объекте (может вместить 50 и более человек, но МКД – не в счет) допустила три и более ложных срабатываний; аттестованный эксперт в области аудита пожарной безопасности получил штраф по ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ за выдачу заведомо ложного заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожбезопасности /нарушение порядка оценки соответствия требованиям пожарной безопасности. В указанном случае в «зону риска КНМ» попадают все объекты, которым такой эксперт проводил независимую оценку пожарного риска в течение трех лет до даты его привлечения к административной ответственности.

    Отметим, что КоАП РФ не раскрывает понятия «дата привлечения к административной ответственности», поэтому не исключены споры о том, что же считать такой датой – дату вынесения постановления о назначении административного наказания или дату вступления в законную силу этого постановления. Первый вариант представляется более логичным, потому что КоАП РФ не отождествляет лиц, привлеченных к административной ответственности, и лиц, подвергнутых административному наказанию, и не отвергает термина «привлеченное к ответственности лицо» и для ситуаций, когда постановление по делу еще не вступило в законную силу (например, ч. 1.5 ст. 32.2 КоАП РФ).

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Кроме того, обратим внимание на еще один нюанс – индикаторы риска должны утверждаться органами власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в своей сфере (то есть МЧС) по согласованию с Минэкономразвития России. Порядок такого межведомственного согласования утвержден п. 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их госрегистрации (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009), однако ни по тексту акта, ни в карточке проекта на портале https://regulation.gov.ru (ID проекта 02/08/12-20/00111987), ни на портале http://publication.pravo.gov.ru, где официально опубликован Приказ МЧС, следы согласования индикаторов в Минэкономразвития не бросаются в глаза. Заключение Минэкономразвития России от 26 февраля 2021 г. № 5700-АХ/Д26и на проект приказа об индикаторах подготовлено в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия, однако эта оценка предусмотрена Законом об обязательных требованиях, а не Законом о госконтроле, – следовательно, ее нельзя с полной уверенностью отнести к согласованию, предусмотренному Законом о госконтроле.

  • Надзор за безопасностью донорства крови – по новым правилам

    Надзор за безопасностью донорства крови – по новым правилам

    Надзор за безопасностью донорства крови – по новым правилам
    lightpoet / Depositphotos.com

    В рамках федеральной реформы контрольно-надзорной деятельности обновлено Положение о госконтроле за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов. Осуществляет его ФМБА (Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1050).

    Госконтроль в этой сфере опирается на систему управления рисками («по-старому» – риск-ориентированный подход):

    все поднадзорные субъекты «получают» одну из 4 категорий риска – чрезвычайно высокую, высокую, умеренную и низкую; категория зависит от наличия постановлений об административном наказании (за каждый последний год) по ряду статей КоАП РФ, а также от того, имеются ли посттрансфузионные реакции и осложнения у реципиентов (тоже за последний год). Конечная категория считается по специальной табличке; частота плановых КНМ напрямую зависит от категории – ежегодно, раз в два года, раз в пятилетку или вообще никогда.

    Помимо традиционных проверок – документарных и выездных, – ФМБА будет проводить инспекционные визиты, а в качестве меры профилактики – еще и профилактические визиты.

     Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Обязательное досудебное обжалование результатов проверок в данной сфере пока не введено.