Рубрика: Государство

  • А вы уверены, что отражаете выставленную контрагенту неустойку правильно?

    А вы уверены, что отражаете выставленную контрагенту неустойку правильно?

    А вы уверены, что отражаете выставленную контрагенту неустойку правильно?
    kantver / Depositphotos.com

    Мы не случайно задаем такой вопрос – как в очередной раз показала судебная практика, не все знают, когда и как нужно начислять в учете штрафные санкции за нарушение контрагентом договорных условий…

    Подрядчик несвоевременно оказал услуги, за что учреждение выставило ему претензию, где рассчитало пени и штраф – такая мера была предусмотрена договором. Контрагент платить отказался. Бухгалтер учреждения была уверена, что без признания подрядчиком штрафных санкций или решения суда (куда он, кстати, так и не обратился), у нее нет оснований начислять доходы.

    В результате ни в учете, ни в годовом отчете не была отражена дебиторская задолженность контрагента по уплате санкций. Процент искажения показателей отчетности позволил ревизорам квалифицировать нарушение как грубое и назначить бухгалтеру штраф, предусмотренный ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП.

    Суд полностью поддержал контролеров. Стандарт «Доходы» содержит однозначное требование: вне зависимости от того, оспаривает контрагент сумму штрафных санкций или нет, доход следует признать в учете на дату выставления претензии в сумме, предъявленной поставщику или подрядчику. А поскольку в части штрафных санкций зачастую невозможно определить, когда и в какой именно сумме поступят средства, начисление нужно производить с применением счета 401 40 «Доходы будущих периодов» (Решение Медведевского райсуда Республики Марий Эл от 11 августа 2021 г. по делу № 12-192/2021).

    Незнание прямых норм привело к тому, что бухгалтеру придется заплатить штраф в размере 15 тыс. рублей.

    Добавим, что похожее судебное разбирательство мы освещали в начале года. Тогда суд первой инстанции также признал вину бухгалтера, не начислившего неустойку в учете при выставлении претензии контрагенту.

  • В типовых формах приказов на проверку и актах проверок будут указывать срок их обжалования и второй QR-код

    В типовых формах приказов на проверку и актах проверок будут указывать срок их обжалования и второй QR-код

    В типовых формах приказов на проверку и актах проверок будут указывать срок их обжалования и второй QR-код
    IgorVetushko / Depositphotos.com

    Минэкономразвития намерено скорректировать типовые формы документов, используемых надзорными органами в надзорной деятельности – это решения о проведении проверок, инспекционного визита, закупок и прочих КНМ, а также акты этих КНМ (установлены приказом ведомства № 151 от 31 марта 2021 г.).

    Каждый типовой документ предложено скорректировать следующим образом:

    во-первых, появится подробное и понятное пояснение к имеющемуся уже сейчас QR-коду в решениях о проведении КНД – его предложено снабдить текстом: «ссылка на карточку мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий: QR-код, обеспечивающий переход на страницу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащую запись единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий о профилактическом мероприятии, контрольном (надзорном) мероприятии в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в рамках которого составлен соответствующий документ». Кроме того, и QR-код со ссылкой на запись в ЕРКНМ, и такое же пояснение к нему будет в актах КНМ (в действующей редакции Приказа № 151 QR-коды есть только у решений на проведение КНМ); во-вторых, все типовые формы из Приказа № 151 будут завершаться специальным предупреждением – о том, что в случае несогласия с данным решением /актом его можно будет обжаловать через портал госуслуг в течение 30 календарных дней со дня получения информации о составлении обжалуемого документа. Для удобства перехода на портал под этим предупреждением будет отдельный («второй») QR-код (Проект Приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом»»).

  • Инвентаризация – 2021: основные моменты, важные детали, пошаговые действия

    Инвентаризация – 2021: основные моменты, важные детали, пошаговые действия

    Инвентаризация – 2021: основные моменты, важные детали, пошаговые действия
    strelok / Depositphotos.com

    Один из обязательных этапов подготовки к годовому отчету – проведение инвентаризации. И мы не устаем напоминать о важности этой процедуры, ведь контролирующие органы из года в год фиксируют факт непроведения инвентаризации в качестве нарушения. Да, само по себе это не влечет штрафа, однако может стать для ревизоров поводом для сплошной или выборочной проверки наличия имущества в рамках контрольных мероприятий. И здесь уже выявление недостачи или излишков будет свидетельствовать об искажении показателей учета и отчетности, а значит, станет основанием для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП. А вот неотражение результатов проведенной инвентаризации в учете – это прямой повод для штрафа по ст. 15.15.6 КоАП за грубое нарушение порядка составления бухгалтерской/ бюджетной отчетности.

    А в казенных учреждениях качество проведенной инвентаризации проверит служба внутреннего финансового аудита в рамках мероприятий по подтверждению достоверности бюджетной отчетности – без такого аудиторского заключения отчетность теперь просто не примут.

    Более того, результаты проведенной инвентаризации ревизоры могут признать недействительными, а значит в этом случае инвентаризация также не сможет подтвердить достоверность годовой отчетности. Это возможно, если выяснится, например, что согласно Табелю кто-то из членов инвентаризационной комиссии при проведении подсчетов, обмеров, иных инвентаризационных действий находился в командировке, на больничном, в отпуске и т.д. Как быть, если член инвентаризационной комиссии отсутствует? Ответ – здесь.

    Далее мы еще вернемся к ситуациям, в которых проверяющие могут не признать результаты инвентаризации, а учреждение рискует быть оштрафованным.

    А пока напомним, что конкретный порядок инвентаризации активов и обязательств, основания, сроки должны быть установлены в рамках учетной политики, включая случаи, когда проведение инвентаризации является обязательным.

    Методической информации о процедуре проведения инвентаризации, об отражении результатов в учете, о нюанса проведения инвентаризации всех видов активов и обязательств более чем достаточно. Но мы понимаем, что у бухгалтера просто нет времени все это читать. Поэтому остановимся на основных аспектах проведения инвентаризации и самых важных нюансах:

    1. Инвентаризационная комиссия

    Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждает руководитель своим приказом. При больших объемах, подлежащих пересчету, возможно создать центральную инвентаризационную комиссию и отдельные рабочие комиссии. В состав комиссии могут входить представители администрации, сотрудники бухгалтерской службы, специалисты иных структурных подразделений.

    Обратите внимание! Материально ответственные лица не могут быть членами инвентаризационной комиссии, но они обязаны присутствовать при инвентаризации вверенного им имущества.

    2. Способы проведения

    Инвентаризация проводится очно в присутствии всех членов комиссии. Отсутствие хотя бы одного из ее членов ставит под сомнение полученные результаты и может послужить основанием для признания таких результатов недействительными.

    Однако, «коронавирусные» времена привнесли в нашу жизнь не только работу «на удаленке», но и напомнили о возможности проводить инвентаризацию дистанционным способом. Финансовым ведомством отмечено, что проведение проверки дистанционно не препятствует достижению целей инвентаризации, однако такое условие должно быть предусмотрено учетной политикой. При удаленном способе проведения инвентаризации один из членов комиссии обеспечивает видеофиксацию процесса инвентаризации в режиме реального времени, фотосъемку отдельных объектов, в то время как остальные члены комиссии присутствуют удаленно с применением технических средств связи.

    В период пандемии этот способ является крайне актуальным, однако требует определенных организационных трудозатрат:

    необходимо обеспечить сотрудников техникой и организовать защищенные каналы связи в целях соблюдения информационной безопасности;выделить место хранения видеозаписей на сервере и обеспечить их резервное копирование;и, конечно же, предусмотреть такой способ положениями локальных актов для применения в работе.

    3. Формы документирования результатов инвентаризации

    В зависимости от объекта инвентаризации используются свои унифицированные формы бланков. Подтверждением проведения инвентаризационных мероприятий являются Инвентаризационные описи. Отсутствие оформленных результатов инвентаризации ревизоры могут рассматривать как недостатки в работе учреждения.

    Если вы оформляете Инвентаризационные описи на бумаге, то следует помнить, что заполняя сведения о фактическом наличии объектов в описях до проведения инвентаризации, учреждение очень рискует. Информация о фактическом наличии объектов в графы 5-9 Инвентаризационной описи (ф. 0504087) должна быть внесена непосредственно в процессе проведения инвентаризации и только после проверки их фактического наличия. Заполнение таких сведений до проведения самой проверки может свидетельствовать о том, что инвентаризационные описи были составлены формально, без проведения процедуры инвентаризации и не могут служить подтверждением фактического отсутствия или наличия поименованных в них активов и обязательств. Признаки формальности проверяющие могут увидеть и в случае одновременной фиксации остатков имущества на 1 января по значительному количеству мест хранения, например, нескольким складам, без приостановления их деятельности на время пересчета, обмера, взвешивания и т.д. Это значит, что и в таких случаях проверяющие могут инициировать проведение инвентаризации, и в случае выявления несоответствий фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета – оштрафовать учреждение и/или его должностных лиц по ст. 15.15.6 КоАП.

    Какие еще ошибки допускают учреждения при подготовке и проведении инвентаризации, смотрите здесь. Избежать их помогут наши специальные материалы. В них – вся самая актуальная информация, примеры и рекомендации по данному вопросу:

    как организовать и провести инвентаризацию: пошаговая инструкция. Отдельные шаги посвящены порядку проведения анализа имущества, капвложений и дебиторки с целью установления объектов, не соответствующих понятию «актив», и выявления признаков обесценения активов – начиная с 2018 года эти инвентаризационные процедуры стали обязательными;как проверить кредиторскую задолженность в пассиве баланса на предмет ее соответствия критериям обязательства – возможно, требуется ее перенос на забалансовый учет;какие еще объекты нужно не забыть проверить при инвентаризации;особенности заполнения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых при оформлении инвентаризации;отражение результатов инвентаризации в учете.

    Инвентаризация – это мощный инструмент внутреннего контроля, в результате использования которого руководитель может получить подробную информацию о состоянии и комплектности имущественного комплекса учреждения. Но, чтобы им успешно пользоваться, руководитель должен организовать работу таким образом, чтобы в ней были задействованы не только работники бухгалтерии, но и все учреждение в целом. Особенно это актуально в свете повсеместной централизации бухгалтерского учета. Рекомендуем отнеситесь к инвентаризации со всей серьезностью, так как полученные результаты найдут отражение в годовой отчетности учреждения, где ошибки могут в прямом смысле дорого обойтись…

  • Срок исследований на COVID-19 может быть сокращен до 24 часов

    Срок исследований на COVID-19 может быть сокращен до 24 часов

    Срок исследований на COVID-19 может быть сокращен до 24 часов
    VisualGeneration/ Depositphotos.com

    С подобной инициативой выступила глава Роспотребнадзора Анна Попова. В соответствии с разработанным документом1 предполагается внести изменения в ст. 3.2 санитарно-эпидемиологических правил

    СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Правила), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15. В случае его принятия cрок выполнения лабораторного исследования на новую коронавирусную инфекцию не будет превышать 24 часов с момента поступления биологического материала в лабораторию до получения его результата пациентом.

    Напомним, что согласно текущей редакции Правил на данную процедуру может быть отведено до 48 часов.

    _____________________________

    1 С текстом проекта постановления Главного государственного санитарного врача РФ «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта: 01/02/10-21/00121342).

  • Утвержден перечень индикаторов риска нарушения требований по внешнему контролю деятельности аудиторов

    Утвержден перечень индикаторов риска нарушения требований по внешнему контролю деятельности аудиторов

    Утвержден перечень индикаторов риска нарушения требований по внешнему контролю деятельности аудиторов
    AndreyPopov / Depositphotos.com

    Минфин России разработал перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по внешнему контролю деятельности (федеральному государственному контролю (надзору) аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (приказ Минфина России от 23 июня 2021 г. № 90н). Он начнет применяться с 1 января 2022 года.

    Так, индикаторами риска являются:

    отзыв (аннулирование) лицензии у осуществляющей лицензируемый вид деятельности организации, которой аудиторская организация, проводившая обязательный аудит, выдала аудиторское заключение, содержащее немодифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, в течение  предыдущего года; признание несостоятельной (банкротом) организации, которой аудиторская организация, проводившая обязательный аудит, выдала аудиторское заключение, содержащее немодифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности указанной организации, в течение предыдущего года; выдача аудиторской организацией, проводившей обязательный аудит, одному аудируемому лицу нескольких аудиторских заключений в отношении одной и той же бухгалтерской (финансовой) отчетности за один аудируемый период; многократное (более пяти раз) осуществление в течение одного года аудиторской организацией обязательного аудита по заключенным по результатам открытого конкурса договорам, по которым в ходе открытого конкурса начальная цена договора была снижена на 25% и более.

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Напомним, индикаторы рисков нарушения обязательных требований применяются для оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (ч. 9 ст. 23 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ).

  • Постановка на учет обязательств ПБС в Казначействе России: нюансы заполнения Сведений о бюджетном обязательстве

    Постановка на учет обязательств ПБС в Казначействе России: нюансы заполнения Сведений о бюджетном обязательстве

    Постановка на учет обязательств ПБС в Казначействе России: нюансы заполнения Сведений о бюджетном обязательстве
    AllaSerebrina / Depositphotos.com

    Расходные обязательства казенных учреждений подлежат постановке на учет в казначейском органе. На федеральном уровне эта процедура регламентируется Порядком № 258н, обязательства региональных и муниципальных ПБС учитываются по правилам, установленным финорганами на местах. Как правило, при формировании Сведений в электронном виде в информационной системе проблем с заполнением реквизитов не возникает — большая их часть проставляются автоматически. Но при формировании некоторых реквизитов все же возникают вопросы.

    Специалисты Минфина России разъяснили нюансы заполнения федеральными ПБС некоторых реквизитов Сведений о бюджетном обязательстве и Сведений о денежном обязательстве  (Письмо Минфина России от 2 июля 2021 г. № 09-01-08/52748):

     

    Сведения о бюджетном обязательстве

    Основание возникновения бюджетного обязательства

    Порядок заполнения реквизита

    Комментарии

    Реквизит 6.4. «Срок исполнения»

    Заключенные госконтракты

    Заполняется при постановке на учет принятого бюджетного обязательства по госконтракту

    В реквизите 6.4 подлежит отражению дата заключения (принятия) документа-основания, дата выдачи исполнительного документа, решения налогового органа

    Соответственно, этот реквизит заполняется и при постановке на учет принятого бюджетного обязательства, возникшего в том числе на основании заключенного госконтракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

    Извещение об осуществлении закупки

    Проект госконтракта с единственным поставщиком в рамках гособоронзаказа

    Реквизит не заполняется

    Требованиями к форматам файлов, используемых при информационном взаимодействии между органами Казначейства и их клиентами, предусмотрена возможность не заполнять реквизит 6.4 только в случае, если бюджетное обязательство возникло на основании извещений об осуществлении закупок.

    Минфин России также обратился к Казначейству с просьбой предусмотреть в своих информационных системах возможность не заполнять реквизит 6.4

    в том числе при постановке на учет бюджетного обязательства, возникающего на основании приглашения или проекта госконтракта.

    Реквизит 6.5. «Срок исполнения»

    Приказ о штатном расписании, а также документ-основание, в котором предусмотрены положения об его исполнении «до полного исполнения обязательств»

    Указываем дату завершения исполнения обязательств — 31 декабря соответствующего финансового года

    ЛБО и ПОФ текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. Поэтому в реквизите 6.5 указываем именно эту дату.

    Важно: по мнению Минфина России, дата в реквизите в 6.5

    должна соответствовать данным в реквизите 8.8 «Сумма на 20__ текущий финансовый год…» или 8.9 «Сумма… на плановый период и за пределами планового периода»

    Госконтракты, подлежащие оплате в отчетном финансовом году, «перерегистрированные» в текущем финансовом году

    Указываем предельный срок использования дополнительных ЛБО – 1 октября или 25 декабря текущего финансового года, в т.ч. при оплате кредиторской задолженности

    В соответствии с положениями БК РФ остатки средств федерального бюджета на начало текущего года в пределах остатка неиспользованных бюджетных ассигнований (БА) на оплату контрактов, подлежавших оплате в отчетном году, могут направляться в текущем году на увеличение БА на эти цели.

    Для федеральных ПБС предусмотрена возможность увеличения в текущем году БА в целях исполнения госконтрактов, подлежавших оплате в отчетном году. При этом дополнительные ЛБО могут быть использованы в срок до 1 октября либо до 25 декабря текущего года при заключении госконтрактов в связи с расторжением ранее заключенных госконтрактов.

    Соответствующий срок и указываем в реквизите 6.5

    Исполнительный документ (исполнительный листу, судебный приказ)

    Указываются сроки, предусмотренные ст. 242.3 БК РФ

    Ст. 242.3 БК РФ установлено:

    не позднее 5 рабочих дней Казначейство должно направить ПБС-должнику уведомление о опступелнии исполнительного документа; в течение 10 рабочих дней ПБС-должник предоставляет в Казначейство информацию об источнике образования задолженности, КБК для ее оплаты и соответствующее распоряжение; если у ПБС-должника недостаточно средств для погашения задолженности, он обращается к ГРБС за дополнительным финансированием. ГРБС в течение 3 месяцев должен выделить средства учреждению.

    С учетом этих сроков и определяется дата для отражения в реквизите 6.5

     

    Сведения о денежном обязательстве

    Основание возникновения бюджетного обязательства

    Порядок заполнения реквизита

    Комментарии

    Реквизит 7.12. «Срок исполнения»

    Документ, подтверждающий выполнение работ по ранее выплаченным ПБС авансовым платежам

    Реквизит не заполняется

    В реквизите 7.12 указывается планируемый срок перечисления по денежному обязательству.

    По мнению Минфина России, при постановке на учет денежного обязательства при наличии предварительной оплаты контрагенту, данный реквизит может не заполняться

     

  • Ростехнадзор больше не контролирует эксплуатацию лифтов в МКД

    Ростехнадзор больше не контролирует эксплуатацию лифтов в МКД

    Ростехнадзор больше не контролирует эксплуатацию лифтов в МКД
    aleksangel / Depositphotos.com

    С июля 2021 года Ростехнадзор не проводит ни плановых, ни внеплановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении лифтов и их владельцев (например, УК, управляющих МКД). Дело в том, что соответствующий предмет надзора попросту исчез из законодательства:

    согласно новой редакции ч. 2 ст. 16 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов, к предмету федерального госнадзора в области промышленной безопасности относится соблюдение различных требований на ОПО (к которым лифты не относятся), а также соблюдение изготовителем, исполнителем, продавцом требований, установленных техрегламентами (однако УК не производит и не продает лифты); к тому же, в перечне Техрегламентов, которые должны быть поименно перечислены в положении о госнадзоре в области промышленной безопасности, Техрегламент ТР ТС 011/2011 о безопасности лифтов не значится.

    Кроме того, Ростехнадзор уже давно предупреждал о том, что лифты в МКД «отбиваются от рук», – в Программе профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год на ОПО с подъемными сооружениями (в феврале 2021 года), в разделе о ключевых рисках уже тогда утверждалось, что наиболее значимым риском является риск аварий на объектах котлонадзора и подъемных сооружениях, при этом:

    общий износ лифтов, из которых более 27% отработали назначенный срок службы, а также исключение лифтов из категории ОПО (с 15 марта 2013 г.) и отсутствие федерального надзорного органа, уполномоченного надзирать за соблюдением требований Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, исключают возможность проверки соблюдения требований указанных Правил в отношении организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию объектов.

    Наконец, есть вопросы к статусу самих Правил организации безопасного использования и содержания лифтов:

    эти Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 24 июля 2017 г. № 743, они содержат обязательные требования, причем проверка этих требований никогда не входила в предмет жилищного надзора или лицензионного контроля за управляющими МКД организациями (см. также вполне определенную позицию Минстроя России по данному вопросу в письме от 16 марта 2021 г. № 6148-ОГ/04), а относилась к компетенции Ростехнадзора (о чем там же определенно высказался и Минстрой России); следовательно, можно предположить, что на эти Правила должна распространяться «регуляторная гильотина», со всеми вытекающими последствиями.

    В качестве утешения отметим, что Ростехнадзор все же «оставил за собой» три смежные сферы:

    ведомство оказывает госуслугу по вводу лифтов в эксплуатацию после их замены или модернизации; ведомство по-прежнему принимает уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифтов, ведомство ведет реестр лифтов.

  • Внесены изменения в случаи и условия продления исполнения бюджетной меры принуждения на срок более года

    Внесены изменения в случаи и условия продления исполнения бюджетной меры принуждения на срок более года

    Внесены изменения в случаи и условия продления исполнения бюджетной меры принуждения на срок более года
    maglara / Depositphotos.com

    Минфин России скорректировал случаи и условия продления исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года (приказ Минфина России от 30 августа 2021 г. № 116н).

    так, в частности увеличен перечень обязательств при условии принятия регионом которых принимается решение о продлении исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года. Так, в него включены случаи, когда направляются дотации (гранты) бюджету субъекта РФ за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти региона, за исключением средств, направляемых для поощрения региональных и муниципальных управленческих команд.

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Также внесены коррективы в нормы о сроках принятия решений о применении бюджетной меры принуждения. Они предусматривают, что исполнение бюджетной меры принуждения осуществляется в 2020 – 2023 годах в размере 0% остатка суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию, в 2024 – 2029 годах равными суммами от остатка суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию, ежегодно.

  • Может ли медорганизация с лицензией на проведение медосмотров и без лицензий по УЗИ, КЛД и другим конкретным медуслугам проводить обязательный медосмотр?

    Может ли медорганизация с лицензией на проведение медосмотров и без лицензий по УЗИ, КЛД и другим конкретным медуслугам проводить обязательный медосмотр?

    Может ли медорганизация с лицензией на проведение медосмотров и без лицензий по УЗИ, КЛД и другим конкретным медуслугам проводить обязательный медосмотр?
    AntonMatyukha / Depositphotos.com

    Для участия в закупках услуг по проведению медицинского профосмотра (периодического) сотрудников заказчика достаточно иметь лицензию на осуществление медицинских осмотров (предварительных, периодических), экспертизы профпригодности, и необязательно иметь отдельные лицензии по лабораторной диагностике, клинической лабораторной диагностике, ультразвуковой диагностике, психиатрии, наркологии и других видах деятельности, даже если они входят в состав обследований, проводимых при проведении периодических медосмотров в соответствии с Порядком проведения обязательных медосмотров работников.

    Правовая позиция сформулирована судами трех инстанций и поддержана Верховным Судом РФ в деле по оспариванию решения УФАС – антимонопольный орган нашел нарушение ч. 6 ст. 31 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе в том, что заказчик (детсад компенсирующего вида), размещая заказ на закупку услуг по медосмотру своих сотрудников, потребовал от участников закупки наличие следующих лицензий на оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях:

    по акушерству и гинекологии,по бактериологии,по паразитологии,по психиатрии,по наркологии,по дерматовенерологии,по клинической лабораторной диагностике;по оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации);по стоматологии общей практики;по ультразвуковой диагностике;по функциональной диагностике;по профпатологии;по гигиеническому воспитанию;по офтальмологии,а также лицензию по терапии при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.

    В защиту своей позиции детсад ссылался на требования Приказа 302н (он действовал в момент закупки):

    порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров работников утвержден данным Приказом,все конкретные медуслуги, лицензия на которые запрашивалась садиком у участников, поименованы в Приказе 302н в качестве обязательных обследований,следовательно, требование о наличии лицензий на эти выполняемые медицинские работы/услуги соответствуют и Приказу 302н, и действующему законодательству РФ в целом.

    Однако УФАС, а за ним и суды указали на следующее:

    согласно подп. 4 и 5 Приказа 302н медосмотры проводятся медорганизациями, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профпригодности, для проведения осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия, в состав которой включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология»;в рассматриваемом случае предметом спорного аукциона является оказание услуг по проведению медицинского профосмотра (периодического) сотрудников детсада компенсирующего вида;обследования врачей-специалистов, а также медуслуги по лабораторной диагностике, клинической лабораторной диагностике, ультразвуковой диагностике; гигиеническому обучению, паразитологии, бактериологии, наркологии, других видах деятельности, поименованных в документации об аукционе, входят в состав обследований, проводимых при проведении периодических медицинских осмотров в соответствии с Приказом N 302н, и не являются самостоятельным предметом закупки;при таких обстоятельствах наличие у участников закупки лицензии на осуществление медицинских осмотров (предварительных, периодических), экспертизы профпригодности соответствует положениям п. 4 Приказа 302н и является исчерпывающим условием для соответствия участников п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

    Верховный Суд РФ отказал садику в пересмотре дела (Определение Верховного Суда РФ от 20 сентября 2021 г. № 307-ЭС21-16017).