Motizova / Depositphotos.com
Предметом судебного разбирательства между казенным учреждением и УФК стало расходование целевых средств, выделенных учреждению из федерального бюджета в 2018 – 2019 годах на капитальный ремонт. В результате выполнения комплекса работ, оформленных как капитальный ремонт, фактически была выполнена реконструкция, в результате которой к административному зданию тарного цеха возведено два кирпичных пристроя, произведена прокладка новых трубопроводов и воздуховодов без демонтажа имеющихся инженерных сетей, а также созданы новые капитальные сооружения, не являющиеся частью здания, в том числе прогулочный дворик и ограждение локального участка.
Учреждением в качестве подтверждения характера работ как капитального ремонта был представлен технический план здания, согласно которому проведенные работы заключались в возведении легко возводимых перегородок и косметическом ремонте. Однако в плане отсутствуют сведения о капитальных пристройках к зданию и создании новых систем отопления и вентиляции, возведение которых орган казначейства и посчитал определяющим при отнесении спорных работ по переоборудованию здания тарного цеха к реконструкции. Не содержит технический план и сведений о созданных в результате капитальных работ новых сооружениях: прогулочном дворике, ограждении.
Отличие капитального ремонта от реконструкции состоит в том, что при реконструкции изменяется сущность объекта – появляются новые качественные и количественные характеристики, а при капитальном ремонте сущность объекта не меняется, производится замена или восстановление неисправных элементов на более прочные и долговечные. Поэтому судами первой, апелляционной и кассационной инстанций доводы об отнесении произведенных капитальных работ к ремонтным были признаны необоснованными, а расходы – нецелевыми (Постановление АС Волго-Вятского округа от 18 июня 2021 г. № Ф01-2381/21).
Более того, учреждение в ходе проверки постаралось исправить ошибку, и результаты спорных работ были отражены как объекты основных средств, созданные посредством капитальных вложений – построенные пристройки и сооружения учтены на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
Но и здесь были установлены нарушения – уже в части искажения бюджетной отчетности. На забалансовом счете 01, в числе прочего, учитываются объекты, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления. Однако затраты, связанные с возведением капитальных пристроев к зданию, должны увеличивать стоимость здания, учтенного на соответствующем счете 101 10 «Основные средства – недвижимое имущество учреждения», и отражаться по строке 010 «Основные средства» Баланса (ф. 0503130), а не учитываться в качестве самостоятельных инвентарных объектов на забалансовом счете 01 – право оперативного управления на административное здание было получено и зарегистрировано учреждением ранее, работы по реконструкции завершены. К тому же кирпичные пристрои обеспечивают функционирование непосредственно здания цеха, а значит, составляют вместе с ним один инвентарный объект. В результате было установлено занижение балансовой стоимости основных средств и завышение показателя на забалансовом счете 01.
Но, в отличие от затрат, увеличивающих стоимость уже существующего объекта недвижимости, затраты на строительство новых основных средств – например, прогулочного дворика, стоящего отдельно от здания – до госрегистрации права должны быть отражены в Справке о наличии имущества и обязательствах на забалансовых счетах (ф. 0503130) по счету 01 «Имущество, полученное в пользование». Однако и здесь есть обязательное условие, которое при исправлении ошибки учреждение не учло: затраты должны быть сформированы. Учреждение же на забалансовом счете 01 отразило не только законченный строительством объект – дворик, но и недостроенное ограждение локального участка. На отчетную дату строительство сооружения еще не было завершено, а значит, формирование затрат на новый объект основных средств еще не окончено. В рассматриваемом случае учреждению следовало отражать затраты на счете 106 00 до полного формирования капвложений, а не учитывать «незавершенку» за балансом на счете 01. В результате было установлено занижение показателя по строке 120 «Вложения в НФА» Баланса (ф. 0503130) и завышение показателя на забалансовом счете 01.