Услуги морских перевозок не пользуются спросом из-за неблагоприятных климатических условий, а также недостаточной комфортности и безопасности отечественного флота.
По данным «Анализ рынка морских пассажирских перевозок в России», подготовленного BusinesStat в 2020 г, за 2017-2019 гг пассажирооборот морского транспорта снизился на 41,1% по сравнению с 2016 г и составил 51,9 млн пассажиро-км по итогам 2019 г. Причинами снижения пассажирооборота стали: стагнация реальных доходов россиян; конкуренция с более развитыми альтернативными видами транспорта; устаревание подвижного состава морских пассажирских перевозок. Российский рынок морских пассажирских перевозок неразвит, услуги не пользуются спросом у россиян из-за неблагоприятных климатических условий, а также недостаточной комфортности и безопасности отечественного флота.
Морской транспорт находится в зависимости от эффективности российской портовой инфраструктуры и флота. Для развития морских пассажирских перевозок в России необходимо создание и модернизация транспортной инфраструктуры.
В 2017-2019 гг количество морских судов для перевозки пассажиров оставалось стабильным и составляло 54 единицы. В 2019 г большую часть морских судов для перевозки пассажиров составили суда возрастом более 30 лет и 26-30 лет (35,2% и 24,1% соответственно). Новые суда возрастом 0-5 лет и 6-10 лет составили 18,5% и 14,8% соответственно. Преобладание устаревших судов в структуре подвижного состава транспорта является одной из главных проблем морского пассажирского транспорта и препятствует развитию отрасли.
Правительство осуществляет поддержку отрасли в части обновления подвижного состава. В настоящее время реализуется Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Росморречфлот осуществляет строительство судов различного назначения в рамках федеральных проектов «Морские порты России» и «Северный морской путь». Также существует госпрограмма по субсидированию кредитных и лизинговых платежей при закупке флота.