Экономика теряет силы
Как долго коронавирус будет править бал? Неизвестно. Когда нефтяной рынок придет в состояние условного равновесия и на каком «плато» успокоятся цены? Неизвестно. На чем в подобных неопределенных условиях должно сосредоточиться правительство? А вот здесь ясность должна быть.
Экономическая ситуация меняется стремительно. В начале марта инвестиционная компания Renaissance Capital выдвинула прогноз, по которому ВВП России в 2020 году вырастал на 2,2%. Было это совсем недавно, а воспринимается как артефакт из другой жизни. Жизни до разлома, о котором позаботились набравшая ход пандемия и падение нефтяных цен. Причем их столкнули вниз не вирусы или безликие рыночные синусоиды, а переговорщики, вполне осознанно разрушившие соглашение ОПЕК+.
Теперь и на макро- и на микроуровнях надо менять и прогнозы, и планы. А правительству пора обновить приоритетные цели экономической политики.
Сверху нам иногда по инерции заявляют о том, что прежние цели будут безусловно выполнены — нацпроекты получат новые большие инвестиции, в срок будут одержаны победы над бедностью. Но это примерно то же самое, что сегодня руководствоваться прогнозом Renaissance Capital.
Экономика теряет силы. Частная составляющая инвестиций в нацпроекты, как и в любые государственные начинания, точно существенно снизится. Это не саботаж, а изменившиеся экономические реалии. В поддержке нуждаются и рубль, и целые отрасли экономики, первыми в этой очереди стоят туристическая и авиационная отрасли. Но очередь точно будет расти. Поддержка — это госресурсы. Они есть, но они всегда ограничены. Предстоит выбирать, на что их направить в первую очередь.
У правительства есть «легкий» путь. Сделать вид, что кризис экономике не грозит и выполнять предписанное ранее. Инвестировать прежде всего в нацпроекты и в борьбу с бедностью. Бюрократически безупречный вариант. Но если по нему пойти, почти сразу всем станет ясно, что это безответственный путь.
Надо отдать правительству должное. Заявления заявлениями, но поддержка экономике активно разворачивается. Это и замена покупки валюты Центробанком ее продажами, когда цена нефти ниже цены отсечения. Это и предоставление различных фискальных послаблений больше других пострадавшим от коронавируса отраслям. Это и заметно ускорившееся по сравнению с обычной практикой выделение госсредств из федерального бюджета. Есть подсчеты, по которым с начала 2020 года госрасходы составили 19,3% ВВП по сравнению с 15,9% в 2019-м.
Пока точной росписи фактических расходов нет, но по мере продолжения этой практики в расходах должны быть отражены две приоритетные задачи. Первая — ударная подготовка к достойной встрече вполне вероятного масштабного визита коронавируса в Россию, а это значит, финансирование соответствующих направлений здравоохранения и фармацевтики. Вторая — поддержка экономики.
Что госрасходы продолжат расти, сомнений практически нет. Профицит бюджета — не фетиш, в современных условиях бюджет может и должен стать контролируемо дефицитным. Уточняется и перечень стратегически важных предприятий, которые государство фактически обязуется поддерживать в первую очередь. Если с коронавирусом все предельно ясно, то с экономикой ситуация такова: если она упадет, социальные программы, как и нацпроекты, так и останутся неосуществленной мечтой. И чем глубже будет падение, тем дальше от реализации окажутся нацпроекты.
Правда, к их социальным целям мы не приближались и в годы уверенного экономического роста. И дело не только в том, что сегодняшних нацпроектов тогда не было, но это уже другая история.