Генеральный директор «СТА-Карго» рассказал о драйверах роста и конкуренции на рынке 3PL-услуг
2018 год многие характеризуют как период стабилизации и даже улучшения общеэкономической ситуации. Как Вы оцениваете состояние рынка транспортно-логистических услуг? Каких результатов достигла Ваша компания?
В 2018 году российский рынок транспортно-логистических услуг вырос примерно на 7%. В основном, на рост повлияло увеличение объема услуг в сегментах грузоперевозки и экспедирования грузов.
Рост также был обусловлен увеличением объема интернет-торговли и связанных с ней логистическими услугами – фулфилментом и экспресс-доставкой заказов интернет-магазинов. Также повлияло увеличение объема логистических услуг для сетевого ретейла. Из международных факторов – это серьезный рост в 2018 году товарооборота с Китаем.
Несмотря на рост показателей рынка, произошло существенное замедление роста грузоперевозок (до +1,2%) и объема грузооборота (до +3,8%). Снижается динамика контейнерооборота и грузооборота в российских портах. Рост рынка в 2018 году мог бы быть и больше, но нужно учитывать ряд негативных факторов, которые смогли помешать его динамичному развитию. Здесь и санкционная политика в отношении российских компаний, и ограничения по финансированию банковского сектора, волатильность цен на нефть и сырьевой экспорт, сокращение иностранных инвестиций. Также оказали влияние и внутренние факторы – сокращение потребительского спроса, низкая динамика реальных доходов населения и оборота розничной торговли.
Если рассматривать результаты нашей компании – 3PL-провайдера «СТА Карго», то 2018 год для нас был вполне удачным. Выручка компании выросла на 25,6% по сравнению с прошлым годом, что существенно превосходит темпы роста как российского рынка ТЛУ, так и рынка 3PL-услуг. Драйвером роста для нас стало увеличение объема складских услуг в общем портфеле 3PL-проектов. А также концентрация усилий на ключевых отраслевых сегментах – Telecom, Automotive, Retail.
В 2018 году «СТА Карго» вошла в TOП-10 крупнейших логистических операторов по объему занимаемых складских площадей в регионах России, согласно «Knight Frank Research». Если рассматривать транспортные услуги и экспедирование – то в 2018 году их объем удвоился.
Назовите, пожалуйста, основные барьеры и, напротив, ключевые драйверы развития рынка ТЛУ?
Начнем с драйверов роста рынка транспортно-логистических услуг:
Согласно данным Росстата, оборот розничной торговли в 2018 году в России увеличился на 2,6% по сравнению с прошлым годом. Рост произошел за счет увеличения объемов продаж сетевого ретейла, что повысило спрос на складские и транспортные услуги со стороны данного сегмента;
На протяжении последних лет наблюдается интенсивный рост интернет-торговли, что стимулирует спрос на услуги фулфилмента и экспресс-доставки заказов со стороны интернет-магазинов, которые передают логистику своих товаров на аутсорсинг;
Увеличение товарооборота с Китаем в 2018 году – импорт китайский товаров увеличился на 28%;
Рост тарифов на грузоперевозки (Авто +2,5%, Ж/Д +6,8%, Авиа +13,2%) по сравнению с прошлым годом.
Барьеры, которые негативно сказываются на развитии рынка ТЛУ:
Замедление темпов роста рынка в 2018 году: рост грузоперевозок (до +1,2%), объема грузооборота (до +3,8%), контейнерооборота (до +9,8%), грузооборота в российских портах (до +3,8%);
Санкционная политика и меры протекционизма в отношении российского бизнеса, которые негативно сказываются на объемах международной торговли;
Сокращение иностранных инвестиции в российскую экономику, замедление роста мировой экономики;
Сокращение потребительского спроса, низкая динамика реальных доходов населения и оборота розничной торговли.
Невозможно не затронуть законодательный аспект. Какие новые инициативы сегодня вызывают особый резонанс в среде логистических операторов? Какой эффект Вы ожидаете от вступления данных нормативных актов в силу? В том числе как они скажутся на деятельности Вашей компании?
В 2018 году увеличился размер НДС, а в 2019 году произошла отмена льгот к транспортному налогу для использования системы «Платон», что несомненно сказалось на увеличении стоимости тарифов на автомобильные перевозки.
К сожалению, на законодательном уровне отсутствуют меры поддержки российских логистических компаний. Девять компаний из TOП-10 на рынке 3PL-услуг – это иностранные компании, на стороне которых легкий доступ к финансовым источникам, опыт работы в разных странах, долгосрочные инвестиции для развития на российском рынке. С такими международными гигантами российским компаниям сложно на равных конкурировать. Именно поэтому необходимы законодательные инициативы, которые позволили бы поддержать российский бизнес – меры льготного налогообложения и упрощенного доступа к кредитным ресурсам. Сейчас среднему и малому бизнесу практически невозможно получить кредиты на развитие для запуска новых логистических проектов.
Санкционный аспект сыграл значительную роль в формировании новых экономических связей. Насколько он повлиял на деятельность вашей компании, и какие факторы сегодня изменяют географию перевозок?
Санкции негативно сказываются на мировой экономике, а страны подсчитывают свои убытки от взаимных барьеров. Напрямую на компании «СТА Карго» санкции не сказались, мы оперируем только на российском рынке 3PL-услуг – предоставляем складские услуги в 8 регионах и транспортные услуги по всей территории России. Мы не занимаемся международными логистическими операциями. Опосредованно санкции повлияли на логистические схемы наших клиентов, которые были вынуждены изменить свои цепочки поставок. От нас потребовалось спроектировать и внедрить новые внутренние логистические схемы для наших клиентов.
Санкции стимулируют процессы импортозамещения продукции отечественными производителями. Например, в Северо-Западном регионе мы обнаружили следующую тенденцию, которая влияет на увеличение объема логистических операций – появление небольших локализованных промышленных производств, которым требуется доставка сырья, услуги ответственного хранения и складской обработки, внутригородские и региональные перевозки готовой продукции.
Санкционная политика также сказалась на процессах переориентации международных грузопотоков. Темпы роста импорта снижаются, а рост экспортных и транзитных операций наоборот – набирает ход, особенно по восточному направлению.
Какие сегменты ТЛУ демонстрируют наиболее высокие или, напротив, низкие темпы роста? Какие коррективы вносит компания в связи с изменяющейся рыночной конъюнктурой?
В 2018 году сегмент грузоперевозок и экспедирования показывал наибольшие темпы роста на транспортно-логистическом рынке (+7,2%). Меньше всего вырос сегмент складских услуг (+1,6%), где рынок крупных клиентов более-менее стабилен, и происходят активные конкурентные действия в борьбе за них. При этом, в обоих сегментах происходит замедление темпов роста по сравнению с прошлым годом.
В связи с высоким уровнем конкуренции на рынке 3PL-услуг требуются дополнительные усилия для динамичного развития компании. Быть успешными на рынке нам помогает отраслевая специализация и постоянное повышение компетенций. Это служит дополнительным фактором успеха на высококонкурентном рынке, который позволяет «СТА Карго» предоставлять логистические услуги с добавленной стоимостью. То есть перейти от конкуренции по цене к конкуренции компетенций.
Как Вы оцениваете уровень конкуренции на российском рынке транспортно-логистических услуг? Следует ли ожидать слияний и поглощений, банкротств?
«СТА Карго» оперирует на российском рынке 3PL-услуг. Мне бы хотелось больше поговорить об этом рынке – а это примерно 6% всего рынка транспортно-логистических услуг. На долю ТОП-40 компаний приходится более 80% рынка 3PL, что говорит о большом количестве игроков и острой конкурентной борьбе. Темпы роста рынка за 2018 год составили порядка 6-7%. Основные игроки – это порядка 60 российских и 40 западных компаний:
Крупные международные иностранные компании, которые масштабируют свои БП и логистические схемы на российский рынок. Выход на наш рынок может быть обусловлен предоставлением услуг для своих постоянных клиентов, бизнес которых требует присутствия на российском рынке;
Российские федеральные операторы, которые выросли из крупных транспортных или дистрибьюторских компаний. Они выстраивают свои логистические схемы на территории РФ и зарубежья;
А также крупные региональные игроки – владельцы крупных региональных складских комплексов, которые дополнительно предлагают складские и транспортные услуги.
Одним из факторов роста на рынке 3PL-услуг является динамичное увеличение объема интернет-торговли за последние годы, что сказывается на объеме логистических услуг для этого сегмента – фулфилменте и экспресс-доставке заказов. Поэтому на рынке можно ожидать сделок по покупке крупными игроками компаний по доставке товаров, которые специализируются на комплексных услугах для интернет-магазинов.
Каких результатов ожидаете от 2019 года в контексте Вашей компании, а также Вашего сегмента рынка ТЛУ?
На протяжении последних 3-х лет «СТА Карго» растет с существенным опережением средних темпов на рынке 3PL-услуг. Мы не планируем сбавлять обороты, а скорее только набирать ход. По результатам 2019 года в планах компании вырасти более чем на 30% за счет развития клиентов и предоставления складских и транспортных услуг для них на новых и существующих региональных рынках. А также за счет старта работы в новых для компании отраслевых сегментах, где только предстоит выстроить всю логистическую инфраструктуру. В 2018 году была проделана огромная работа для того, чтобы заложить прочный фундамент для динамичного развития компании на последующие годы. Была сформирована новая структура коммерческого департамента и маркетинга для укрепления рыночных позиций компании и продвижения отраслевых решений.
Поделитесь, пожалуйста, Вашими планами на 2019-2020 годы? В каком направлении Вы намерены развиваться? Планируете ли Вы расширять спектр услуг, расширять географию перевозок, увеличивать или модернизировать парк, приобретать / арендовать новые складские площади, внедрять новые IT-решения?
В 2018 году произошла серьезная реорганизация компании «СТА Карго», была сформирована новая команда продаж и маркетинга для разработки и продвижения отраслевых решений компании на рынок.
Также была проделана большая работа для выхода на московский регион, которая дала уже свои плоды в начале 2019 года – стартовал новый проект «СТА Карго» по складской обработке товаров для компании «Huawei». В 2019 – 2020 годах мы планируем серьезно нарастить портфель 3PL-проектов именно в московском регионе. В планах компании также повысить свои компетенции в сегменте FMCG, на это подталкивает существенный рост объемов сетевого ретейла на протяжении последних лет.
С точки зрения повышения качества логистических сервисов для клиентов – стартовала масштабная кампания по реорганизации внутренних бизнес-процессов – «СТА Карго» прошла сертификацию по стандартам ISO 9001:2015 (Система менеджмента качества), ISO 28000:2007 (система менеджмента безопасности цепи поставок), OHSAS 18001:2007 (система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья). В ближайшие 2 года изменения затронут и ИТ-инфраструктуру компании. Мы планируем внедрить полноценную BI-систему для более удобной работы с большими объемами данных для оперативного анализа логистических операций и основных показателей деятельности компании. Все это позволит нам повысить эффективность бизнес-процессов и скорость принятия решений.
Устойчивое развитие – один из актуальных вопросов для современного бизнеса. Какие способы минимизации негативного воздействия на окружающую среду реализует Ваша компания в своей работе? Каковы Ваши планы по внедрению экологичных решений в логистические услуги?
Последние мировые тренды – это использование электрического автотранспорта для городских и региональных грузоперевозок. Многие европейские производители вкладываются в пилотные проекты, а некоторые компании уже прошли сертификацию и выпускают электрические тягачи небольшими партиями на рынок.
Мы хотели бы внедрить эту практику на российском рынке. В 2019 году мы уже провели ряд предварительных переговоров с производителями для изучения рынка и оценки целесообразности использования электрического транспорта. Существующий модельный ряд автотранспорта для городской дистрибуции есть у голландской компании «Emoss» (предлагает модели грузоподъемностью от 7,5 до 18 тонн) и шведской компании «Volvo Trucks» (модели «Volvo FL» и «Volvo FE»). Конечно, использование электрического автотранспорта в России – это отдаленная перспектива. Пройдут годы, прежде чем он станет доступным для российского рынка – пройдет необходимую сертификацию, и появится минимальная инфраструктура для зарядки и обслуживания транспорта. Но это наше недалекое будущее, которое позволит нам более ответственно относиться к экологии и окружающей среде, а также сократить расходы на эксплуатацию за счет использования электрических батарей.
В прошлом году мы также приступили к экологической программе на наших складах – сортировке отходов по их классам для дальнейшей переработки и утилизации.