По мнению Вице-президента Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ, президента АП Воронежской области Олега Баулина, в связи с резонансными событиями совсем недавнего времени именно такое решение вопроса действительно назрело. В действующем законодательстве ответственность за применение пытки с принуждением к даче показаний если и отличается от общих санкций за применение пыток, то незначительно. Также не имеет существенных особенностей ответственность должностных лиц за применение пытки, не связанной с понуждением к даче показаний.«Думаю, это совершенно неверный подход – насилие, пытки, совершаемые должностным лицом, должны влечь очевидно более тяжкое наказание, чем те же действия, совершаемые субъектом, не являющимся представителем власти. Пытки, исходящие от представителя государства, воспринимаются и переживаются обществом исключительно тяжело, влекут тяжелейшие социальные последствия, и потому наказание за них должно носить исключительный, особый характер. Законопроект дисбаланс устраняет», – подчеркнул Олег Баулин.Он также отметил, что реализацией одного законопроекта вряд ли удастся полностью закрыть проблему применения насилия представителями власти, поэтому здесь потребуется комплекс мер, организационных, кадровых и иных. Но то, что законопроект станет их своеобразным ядром – сомнений не вызывает. Член Совета Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Татьяна Проценко напомнила, что в действующей редакции Уголовного кодекса РФ понятие «пытки» прописано в статье 117 «Истязание», предусматривающей ответственность за причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями. В примечании к данной статье понятие «пытка» определено как причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях. Данная статья не относится к категории должностных преступлений.«Однако действительность показала, что, во-первых, пытки применяют именно должностные лица. Во-вторых, применяются пытки и с другими, не указанными в данной статье, целями. А именно: с целью запугивания, принуждения, наказания за какие-либо действия, причем не только лица, которое непосредственно подвергается пыткам, но и за действия третьих лиц или с целью принуждения третьих лиц», – сказала Татьяна Проценко.Предлагаемый законопроект предусматривает квалификацию всех указанных действий как пытку. Кроме того, данное преступление будет отнесено к должностным преступлениям, то есть преступлениям против государственной власти, тем самым будет повышена общественная опасность деяния и как следствие повышена мера ответственности лица, совершившего данное преступление, которое теперь станет особо тяжким преступлением. Предлагается установить наказание в виде лишения свободы сроком до 12 лет.«В сегодняшних условиях, когда все чаще и чаще поступает информация о пытках в местах лишения свободы, данные изменения являются актуальными и своевременными», – выразила уверенность Татьяна Проценко.Ранее о необходимости принятия данной инициативы высказалась Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.