Семнадцать веков семейного права в одной лекции

Семнадцать веков семейного права в одной лекции

Как изменилось семейное право за 17 веков? Что общего между положениями проведённого Католикосом Нерсесом I Великим Аштишатского собора о правилах брака и нынешним Семейным кодексом? Об этом прихожанам главного Храма Российской и Ново-Нахичеванской Епархии ААЦ в Москве рассказал руководитель Центра бесплатной юридической помощи при Епархии, адвокат Рубен Маркарьян. Двадцать с лишним лет адвокатской практики, сотни историй семейных трагедий доверителей, века действия семейного права сложились в интересную полуторачасовую лекцию. Присутствовавший на встрече-лекции Глава Епархии, Архиепископ Езрас выразил благодарность Рубену Маркарьяну за бескорыстное служение во благо всех, кто обращается за юридической помощью в Центр, и за наставления присутствующим прихожанам жить не только по канонам права, но и канонам духовного развития и служения Богу. Семнадцать веков семейного права в одной лекции
Многие века религиозные каноны и правовые нормы об укладе семейной жизни тесно переплетались, защищали и сохраняли институт брака как таковой, определяли его границы и наполнение. «Аштишатский собор, проведённый в 356 году н.э. показал высокую правовую культуру тех времён. Большинство его положений о браке можно увидеть в действующем семейном праве», — сказал Рубен Маркарьян.Собором было закреплено, что брак – это союз между мужчиной и женщиной, вступать в него можно было юношам с 16 лет, девушкам – с 14 и только единожды, исключая случаи смерти, длительного отсутствия или сумасшествия супруга. Существовали и ограничения: нельзя было заключать союз с единокровным родственником до седьмого колена, с иноверцем, если он не принял христианство. При этом брак предполагал равные права супругов.Собор, как и Библия однозначно трактует брак, как союз мужчины и женщины. Тем удивительнее для христиан видеть регистрацию браков однополых пар. Семейный кодекс России прямого запрета на создание семьи лицами одного пола не содержит. В статье 14 «Обстоятельства, препятствующие заключение брака» об этом прямо не утверждается. Но зато есть ограничения в ч.3 ст.1 и ст.12 Семейного кодекса, где говорится о добровольности согласия мужчины и женщины на вступление в брак, как условия заключения брака.Семнадцать веков семейного права в одной лекции«Устанавливая прямой запрет, церковь более категорична, ведь она боролась за души людей, напоминала о смертном грехе и указывала: «если вы христиане, то иная форма брака — неприемлема»», — сказал  Рубен Маркарьян.А вот возраст вступления в брак скорее регулировался продолжительностью жизни тогда и наши дни. Но интересная деталь: сейчас с разрешения местных властей можно зарегистрировать союз более молодых граждан при важных обстоятельствах, например, при беременности или рождении ребёнка. В IV веке тоже можно было привести в дом девушку моложе 14-ти, но проживала она до наступления брачного возраста в отдельной комнате под присмотром свекрови.В части ограничений у положений Собора и Семейного кодекса  более серьезные противоречия. Нынешние нормы не допускают никаких препятствий союзам людей разных рас, национальностей и вероисповеданий. Количество заключенных браков тоже никак не ограничивается кроме одного правила: они должны быть заключены по очереди. Никакого многоженства. В чём оба документа абсолютно не расходятся, так это в том, что супруги имеют равные права.Семнадцать веков семейного права в одной лекцииЧто делать, чтобы их отстоять в браке и при его расторжении, почему важна официальная регистрация брака в органах ЗАГС, и чем полезен брачный договор Рубен Маркарьян рассказал на многочисленных житейских примерах из адвокатской практики.«Институт брака до сих пор жив благодаря Церкви. На 100 браков в органах ЗАГС приходится 65 разводов. Вероятно, потому, что заключая союз, молодые люди не вполне понимают, что такое любовь. Только Церковь напоминает о любви к Богу и любви к ближнему как к самому себе. А значит, вступая в брак, молодым людям следует спрашивать друг у друга: что я могу сделать для тебя? Как ты планируешь свою жизнь? А чаще всего после брака люди берут рубанок и пытаются друг друга отшлифовать под идеал своего понимания. Думают, что из полена получится Буратино, как они это видят. А Буратино в полене не очень любит рубанок. Вероятно, он вообще не хотел быть Буратино, возможно, он мечтал стать шлюпкой. Вероятно, надо до брака узнавать, хочет твой партнёр  стать деревянной куклой или спасательной шлюпкой. А для этого всего-навсего надо относиться к ближнему, как к себе», — сказал, завершая лекцию, Рубен Маркарьян.Но обсуждение на этом не завершилось. Слушатели интересовались у  Рубена Маркарьяна его мнением о противоречиях норм Семейного кодекса, силе молитвы и слова, о том, как совместить бытовое и духовное, научное и религиозное. В общем, обо всём, что и составляет жизнь.

Источник: zakonia.ru