Права человека вне границ: временных, культурных, национальных

Права человека вне границ: временных, культурных, национальных

Права человека в условиях мультикультурализма стали темой очередной встречи заместителя Президента Гильдии российских адвокатов, члена Общественного совета при Минюсте РФ Рубена Маркарьяна с участниками Молодёжного союза «НУР» Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Армянской Апостольской Церкви в главном храме ААЦ в Москве. За сложным названием темы – простые истины, которые касаются практически каждого человека, поскольку каждый обладает национальной идентичностью, а в современных условиях «растворения» национальных границ отстаивание прав человека обретает новые черты. Поэтому полтора часа запланированной лекции превратились в три часа заинтересованного диалога.

Всеобщая декларация прав человека была принята 71 год назад, 10 декабря 1948 года и стала рекомендованным документом для всех стран-участниц ООН. Причиной её принятия считаются итоги Второй мировой войны. Зверства нацистской Германии, о которых мировое сообщество узнало на Нюрнбергском процессе, показали очевидность того, что Устав ООН недостаточно точно определяет права человека. Был необходим всеобщий договор, который бы перечислял и описывал права личности, и он после огромной кропотливой работы был принят.

Но путь к принятию Декларации для человечества начался гораздо раньше. Идеи о естественном праве получили распространение в Эпоху Просвещения, основу которой составляли рационализм и свободомыслие, отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Если раньше монополией на знания обладала церковь – библиотеки были только при храмах, то ученые Просвещения считали, что знание не должно быть чьей-то привилегией, а должно быть доступно всем и приносить общественную пользу.«Люди продолжали ходить в церковь, молиться, но становилось все более очевидным, что церковь потеряла ту роль, которую играла на протяжении тысячелетий. Люди подумали, что если они изобрели микроскоп, то религия тут совершенно ни при чём. Представьте: вы – моряк, заснули в 10 веке, проснулись через 500 лет. Те же деревянные парусники, таверны, бочки, канаты, паруса. А вот, если заснуть в 15 веке и проснуться уже в 20 веке в порту, то точно будет шок: огромные лайнеры, рельсы железных дорог и составы, в которые железные краны грузят огромные блоки. Такой рывок НТП приводит к тому, что человеческий мозг перестаёт искать ответы на вопросы у Бога в церкви и думает, что в состоянии сам ответить на все вопросы бытия, только нужно время», — сказал Рубен Маркарьян.Эпоха модерна и постмодерна, в которую по современной классификации мы сейчас живем, в корне изменила жизнь людей. Рационализм пришел на смену традиционализму, человек стал физически и социально мобильным и вынужден приспосабливаться к изменяющейся среде. К началу 20 века научно-технический прогресс породил новые общественные теории и формации – либерализм, социализм-коммунизм и нацизм. Субъект нацизма – раса, социал-коммунизма – класс, либерализма – личность. В своё время коммунизм и либерализм победили нацизм, а потом с исторической сцены фактически исчез и коммунизм.«Либерализм с его Я-центризмом по сути является обществом потребления, его религия – Золотой телец и шопинг, его храмы – торговые центры. Покупай, и будь счастлив. То, что начиналось как освобождение личности, чтобы она могла сознательно и свободно обратиться к божественному началу, привело к безудержному потреблению. Где сейчас по воскресеньям больше народа – в храмах или в ТРЦ?» — с горечью заметил Рубен Маркарьян.Отказ от традиционной роли семьи, традиционных ролей мужчины и женщины, освобождение женщин от домашних обязанностей привело к снижению рождаемости. И вот тогда в западном обществе по-новому «зазвучали» права человека с уклоном в мультикультурализм. Появилась массовая миграция из стран третьего мира, так как капитализм привык считать человеческие единицы и налогоплательщиков. Европейское общество, всегда закрытое и достаточно кастовое, оказалось к этому не готово. О крахе мультикультурализма последовательно заявили Саркози, Кэмерон, Меркель.Права человека вне границ: временных, культурных, национальных
К этому, по мнению Рубена Маркарьяна, привело неверное понимание основ межэтнических отношений, полунасильственное навязывание «новых моральных и культурных стандартов», давление правами меньшинства на устои большинства.«Светское общество стало мультикультурным, но не слилось с духовным, потому что того уже не было. Вот что произошло. А могут ли внешние гражданские интересы человека быть отделены от его внутренних духовных интересов, не нарушая этим жизненности тех и других?» — задал вопрос Рубен Маркарьян.Что есть мультикультурализм, как защищать права людей не ущемляя их многовековые культурные устои, традиции и верования – самые острые вопросы, которые стоят сейчас перед мировым сообществом. И они важнее и сложнее различных финансовых и экономических кризисов. Ведь в основе любой экономики, любого общественного строя – человек. Либерализм, это, кстати, и провозглашает.«Хотя на самом деле всё не так уж сложно, и если выйти из дебрей современных течений и вернуться к истокам, то всё о правах человека в своё время сказал Иисус в Нагорной проповеди: возлюби ближнего своего как самого себя. А золотое правило нравственности записано в Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук. 6:31). То есть, права человека, и их защита были провозглашены задолго до принятия всеобщей Декларации. И если бы все соблюдали главный принцип, то не было бы ни войн, ни преступлений», — подвел итог встречи и долгой дискуссии Рубен Маркарьян.

Источник: zakonia.ru