Мария Шувалова
VitalikRadko / Depositphotos.com
Проект данной концепции, широко обсуждавшийся в юридическом сообществе и определяющий направление разработки нормативных правовых актов для регулирования деятельности по оказанию профессиональной юридической помощи, был опубликован министерством еще в октябре 2017 года. Необходимость принятия концепции, напомним, была предусмотрена первоначальной редакцией государственной программы РФ «Юстиция» (далее – программа «Юстиция»). По итогам обсуждений проект неоднократно, как отмечали представители министерства на различных площадках, дорабатывался, но никакие другие версии, кроме обозначенной выше, опубликованы не были. Тем не менее не исключается обнародование в ближайшее время итогового варианта проекта концепции, так как заместитель Министра юстиции РФ Денис Новак в ходе IX Всероссийского съезда адвокатов сообщил, что работа над ним завершается. Каким будет содержание документа, он не уточнил, отметив лишь, что министерство по-прежнему исходит из того, что площадкой для объединения всех лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, должно быть адвокатское сообщество.Такой же подход был у министерства и на начальном этапе разработки концепции, и он не предполагал получения адвокатского статуса абсолютно всеми лицами, оказывающими юридические услуги или представляющими интересы других лиц в силу закона, – на деятельность государственных, муниципальных служащих, нотариусов, штатных юристов организаций, участников государственной системы бесплатной юридической помощи, НКО, оказывающих юридические услуги на безвозмездной основе, предлагаемое концепцией единое регулирование рынка юридических услуг не должно было распространяться. Также предполагалось сохранить право на судебное представительство для родственников и законных представителей граждан, руководителей организаций и иных лиц, имеющих право на представление интересов организаций в суде.В актуальной редакции программы «Юстиция» – очередные поправки начали действовать 11 апреля текущего года (постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 353-21) – указания на концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи нет, но содержится положение, согласно которому в декабре 2020 года Минюст России должен направить в Правительство РФ законопроект о внесении в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» поправок для оптимизации процедуры допуска к деятельности адвоката и стандартизации рынка профессиональной юридической помощи. Каким будет содержание такого законопроекта, и должна помочь определить концепция, полагает вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров, отмечая, что заявление замминистра о завершении работы над ней дает надежду на ее принятие и реализацию на практике, причем в ближайшее время.
МНЕНИЕ
Фото: fparf.ru
Геннадий Шаров, вице-президент ФПА РФ:
«Проект в том виде, в котором мне довелось его читать в самом конце прошлого года (не всем так повезло, потому что это был рабочий вариант, который я обещал не публиковать и не распространять), кардинально отличался от того, который был в 2017 году, и он очень хорош. Думаю, хватит его шлифовать. Это дорожная карта, она должна показывать, в какую сторону идти. А вот дальше уже нужно разрабатывать законопроекты, обсуждать их. Но определить, чего хотим в принципе, нужно как можно скорее. Многим представителям нашей профессии хотелось бы знать, куда мы идем, потому что сейчас наметилась очень неприятная тенденция. Мы провели совещание президентов адвокатских палат Центрального федерального округа, и подавляющее большинство из них бьют тревогу, так как адвокатские образования уменьшаются в численности. Если в областных центрах количество адвокатов чуть-чуть растет, то в районах идет стагнация, и это очень плохой симптом. Кроме того, если посмотреть новую редакции программы «Юстиция», то можно увидеть, что в приложении к ней, содержащем количественные индикаторы того, что нас ждет до 2026 года, указана в том числе численность адвокатуры. Показатели увеличиваются, но итоговая планируемая численность адвокатов в 2026 году меньше, чем их фактическое количество к началу 2018 года [73 250 против 73 542 человек. – ГАРАНТ.РУ]. Хочется верить, что это техническая ошибка, а не плановое «уничтожение» адвокатов.В целом же, учитывая последние правки, внесенные в программу «Юстиция», сложно предположить, когда будут разработаны нормативные акты, необходимые для создания единого рынка услуг по оказанию квалифицированной юридической помощи. Сроки реализации сдвинуты на шесть лет [до 31 декабря 2026 года. – ГАРАНТ.РУ], и в программе остается все меньше положений, касающихся адвокатуры. В частности, уже не упоминается прямо реформа рынка, которая бы предполагала исключительное право адвокатов на судебное представительство. Между тем множественность субъектов оказания юридической помощи стоило бы сократить еще в конце 90-х годов. Почему государство это до сих пор не сделало? Необъяснимо, хотя юридическая общественность, за исключением незначительной ее части, признала необходимость перемен, закрепленных в проекте концепции.Мне представляется, что нужно в первоочередном порядке реализовать две новеллы, изложенные в проекте концепции. Это внедрение новых организационно-правовых форм адвокатских образований, что позволит реально формировать жизнеспособные, конкурентные структуры, а также срочное введение исключительного права адвокатов на судебную трибуну, как это практикуется во всех странах с развитой правовой системой, кроме случаев, обозначенных в концепции».
Завершает Минюст России в настоящее время и разработку еще одного крайне важного для адвокатского сообщества нормативного акта – постановления Правительства РФ, определяющего порядок расчета размера вознаграждения адвокатов, которые участвуют в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателя, следователя или суда, в зависимости от сложности уголовного дела. С 1 января этого года, напомним, увеличены минимальные и максимальные размеры вознаграждения таких адвокатов за каждый рабочий день (п. 23 Положения о возмещении процессуальных издержек в редакции постановления Правительства РФ от 2 октября 2018 г. № 1169).Сложность дела и раньше являлось обязательным учитывающимся при определении размера оплаты труда защитников по назначению критерием, и до 1 января соответствующий расчет производился в порядке, установленном Минюстом России и Минфином России (приказ Минюста России и Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 174/122н). Поскольку при увеличении размера ставок для адвокатов по назначению корреспондирующие поправки в указанный порядок внесены не были, размеры вознаграждения в зависимости от сложности дела были определены ФПА РФ (решение ФПА РФ от 16 января 2019 г. № 1), а МВД России после обращения к нему палаты направило в территориальные органы указание о применении повышенных ставок и до принятия заменяющего совместный приказ министерств нормативного акта (письмо МВД России от 11 марта 2019 г. № 3/197700064354). Что важно, во многих регионах суды также начали применять установленные ФПА РФ размеры вознаграждений, отметил президент палаты Юрий Пилипенко. Тем не менее скоро такая необходимость отпадет – было не только принято решение о замене приказа об определении размера вознаграждения адвокатов в зависимости от сложности уголовного дела постановлением правительства, но и разработан его проект. По словам Дениса Новака, на прошлой неделе он был согласован с Минфином России (а это, как показал весь процесс повышения ставок, – самая сложная стадия), и к началу мая постановление может быть принято.