EmiliaU / Depositphotos.com
ФГБУ ВНИИ труда Минтруда Российской Федерации разработал рекомендации по применению профстандартов в организациях (рекомендации по применению профессиональных стандартов в организации (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ)).
В частности, были даны разъяснения по интересовавшему многих специалистов вопросу о возможности расширения функционала, предусмотренного профстандартом по той или иной должности. В рекомендациях отмечено, что обобщенная трудовая функция корреспондируется с должностными обязанностями (типовое описание профессии, должности), но не тождественна должностной инструкции в конкретной организации. При формировании должностной инструкции работника в конкретной организации может быть использован не весь набор трудовых функций в обобщенной трудовой функции или же набор трудовых функций может быть расширен исходя из специфики выполняемой работы. Допускается использовать несколько обобщенных трудовых функций, при этом требования к квалификации работника определяются по более высокому уровню квалификации. Ранее схожая точка зрения по данному вопросу высказывалась специалистами Минэкономразвития России. В письмах Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № Д28и-2136 «О разъяснении порядка применения положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок» и от 27 июня 2016 г. N Д28и-1744 «О рассмотрении обращения» отмечается, что с учетом специфики деятельности работодатель может расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям, профессиям, специальностям по сравнению с перечнем, предусмотренным профессиональным стандартом по соответствующим трудовым функциям, за счет трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций одного профессионального стандарта или трудовых функций из смежных профессиональных стандартов. Таким образом, работодатель может распределять или объединять трудовые действия, содержащиеся в описании отдельных трудовых функций, предусмотренных профессиональными стандартами, в рамках одной или нескольких должностей, профессий, специальностей, самостоятельно определяя содержание и объем выполняемой соответствующим работником работы.
Был затронут и вопрос об обязательности применения профстандартов. В этой части рекомендации повторяют тезисы, которые уже озвучивались Минтрудом России в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 По вопросам применения профессиональных стандартов. Применять профстандарты необходимо в случаях, предусмотренных ст. 57 Трудового кодекса и ст. 195.3 ТК РФ, то есть если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по соответствующим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, или если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. В остальных случаях требования к квалификации работника носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда. При этом в новых разъяснениях уточняется, что сами приказы об утверждении профстандартов не могут рассматриваться в качестве документов, обуславливающих необходимость применения этих профстандартов. То есть обязанность применения профстандартов должна вытекать из иных нормативных актов.
В рекомендациях также сообщается, что работодатель вправе проводить аттестацию работников. При применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы (если иное не установлено законодательством), но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, применяемыми с учетом мнения представительного органа работников. При подготовке документов для аттестации работников работодатель может использовать положения профессионального стандарта.
Несколько пояснений было дано и в отношении выбора наименования должностей. Например, отмечено, что при отсутствии в обобщенной трудовой функции профессионального стандарта наименований должностей заместителей руководителей, их должностные обязанности и требования к квалификации могут определяться на основе требований, содержащихся в обобщенных трудовых функциях соответствующих должностей руководителей.
Помимо этого в рекомендациях приведен примерный алгоритм внедрения профессиональных стандартов в организации.