.shock / Depositphotos.com
С таким законопроектом1 выступила группа депутатов. Выпускники школ будут сами решать, сдавать ЕГЭ либо же попробовать поступить в вуз по итогам вступительных испытаний самого вуза. При этом вузы смогут сами определить круг предметов, результаты ЕГЭ по которым они принимать не будут.
Обязательным предметом для сдачи, помимо русского языка и математики, станет литература. Минпросвещения России сможет дополнять этот перечень и другими обязательными предметами. Предусмотрено, что обществознание и история проводятся устно полностью или частично, а литература – по выбору школьника в форме сочинения или устно.
Если поправки получат одобрение, они вступят в силу с 1 января 2023 года.
Кто может присутствовать при рассмотрении апелляции по ЕГЭ? Узнайте ответ из Домашней правовой энциклопедии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступ
Свою инициативу авторы объясняют тем, что цели введения ЕГЭ на практике исказились. Так, единый экзамен действительно обеспечил доступ абитуриентов в ведущие вузы страны – но потом, отучившись, выпускники часто не возвращаются домой, что обедняет интеллектуальный потенциал их родных городов.
Кроме того, депутаты ссылаются на данные социологов, согласно которым 70% всех абитуриентов готовятся к ЕГЭ при помощи репетиторов. При этом семьи с высокими доходами тратят на эти цели примерно в пять раз больше средств, чем семьи с низкими доходами. Другими словами, обеспечивая более высокую академическую мобильность, единый госэкзамен увеличивает неравенство образовательных возможностей в зависимости от социального положения семей.
Наконец, ученики старших классов концентрируются на изучении исключительно тех предметов, по которым планируют сдавать ЕГЭ – а уровень знаний по остальным неизбежно падает. В пояснительной записке приводится несколько примеров. Так, около трети школьников старших классов согласны с утверждением о том, что гены есть лишь у генномодифицированных растений. 44% согласны с тем, что вся радиоактивность на Земле искусственного происхождения. Большинство не может назвать союзников и противников России и СССР в первой и второй мировых войнах (за исключением Гитлера).
По мнению экспертов, даже при улучшении системы контрольно-измерительных материалов формализованный экзамен, особенно по гуманитарным предметам, приводит к формированию несистемного, фрагментарного, «клипового» мышления.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 1249733-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части проведения государственной итоговой аттестации и добровольности единого государственного экзамена» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.).