shefkate / Depositphotos.com
1 июля 2021 г. вступит в силу новый Закон о государственном контроле, призванный заменить предыдущий «главный» акт об организации проверок (Закон № 294-ФЗ) и ввести прогрессивную систему контроля, – цифровую, прозрачную, с большим выбором мероприятий, с управлением рисками и приоритетом профилактики (Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).
Однако для применения нового Закона о госконтроле необходима хорошо разработанная подзаконная нормативная база, – и если для некоторых федеральных видов контроля она стремительно развивается, то региональные и муниципальные виды контроля создадут эту базу еще нескоро. С учетом этого введение Закона о госконтроле для большей части видов надзора и контроля заморожено, причем на разные сроки:
до 2025 года по «старым» правилам Закона № 294-ФЗ будут проводиться миграционные проверки, проверки СРО, проверки в сфере гособронзаказа, антимонопольные проверки, проверки в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, проверки деятельности НКО и целый ряд других; региональные и муниципальные надзоры/контроли осуществляются по правилам Закона № 294-ФЗ вплоть до того момента, как регион/ ОМСУ примут новые положения об этих видах контроля, сообразное с новым Законом о госконтроле. Крайний срок для утверждения этих новых положений – 31 декабря 2021 года (но с учетом пандемии и эффективности регионального нормотворчества риск продления срока возрастает). Таким образом, для многих региональных и местных видов контроля – например, проверки в сфере ЖКХ, в сфере обращения с животными, в сфере благоустройства, в алкогольной рознице и другие, – до 2022 года, вероятнее всего, ничего не изменится; лицензионный контроль по новым правилам в отношении 20 категорий лицензиатов (в частности, за УК, управляющими МКД по лицензии; за агентствами зарубежного трудоустройства; за заготовщиками металлолома и другими) начнется только в марте 2022 года, даже если положения о нем примут раньше, в силу прямого указания ч. 13 ст. 136 рассматриваемого Закона-спутника. До 1 марта 2022 г. лицензионные и предлицензионные проверки соответствующих лицензиатов/ соискателей будут проводиться по правилам «старого» закона № 294-ФЗ и Закона о лицензировании; пока не утверждено новое положение о виде контроля, план проверок нужно вести в «старом» Едином реестре проверок, а не в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ); пока не утверждено новое положение о виде контроля, информация о проведенных проверках фиксируется в «старом» Едином реестре проверок, в ЕРКНМ искать эти проверки бессмысленно; досудебное обжалование решений/актов и действий/бездействий инспекторов по региональным видам надзора (например, жилнадзор) должно быть обеспечено, максимум, с 2022 года; тотальная цифровизация откладывается до 2024 года, – до этой даты можно оформлять бумажные акты и предписания, если, конечно, положением о виде надзора не установлено иное. Привлеченные к КНМ специалисты и эксперты должны составлять исключительно электронные документы уже в последний день 2023 года; проверки (а равно их досудебное обжалование), начавшиеся по «старым» правилам до 1 июля 2021 г., должны завершаться и оформляться по «старым» правилам, в том числе в части проведения эксперимента по досудебному обжалованию, и действовавшими на дату начала организации и проведения таких проверок.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться