Борис Титов предложил изменить критерии определения пострадавших от пандемии предприятий

Борис Титов предложил изменить критерии определения пострадавших от пандемии предприятий
pressmaster / Depositphotos.com

Бизнес-омбудсмен в своем ежегодном докладе1 о ситуации в бизнесе представил предложения по реализации мер господдержки в условиях пандемии COVID-19. Как отмечено в докладе, поддержка государства на сегодня затронула лишь меньшую часть субъектов предпринимательства. Так, от последствий пандемии пострадали предприятия, относящиеся к 161 кодам ОКВЭД. Однако 95 кодов из них не включены в перечни поддерживаемых отраслей, а на 26 кодов меры поддержки распространяются частично. Только 25,9% опрошенных компаний входит по основному ОКВЭД в перечень пострадавших отраслей, из них лишь порядка 10% компаний воспользовались мерами поддержки.

По мнению бизнес-омбудсмена, необходимо изменить критерии определения пострадавших предприятий и устанавливать наиболее пострадавшие от пандемии предприятия по показателю снижения выручки более чем на 30 % за референтный период, либо предоставлять все виды мер поддержки не только по основному, но и по дополнительному ОКВЭД из перечня пострадавших отраслей и расширить перечень пострадавших ОКВЭД в 65 классах. В этом случае кредиты под 2% для сохранения занятости могут получить от 60% до 90% пострадавших компаний.

Кроме того, для повышения эффективности реализации уже принятых мер поддержки предлагается:

предоставить 100% гарантию ВЭБ.РФ по «зарплатным» кредитам под 0% и 2%; продлить срок предоставления заявок для получения субсидий в размере МРОТ за апрель и май до июля текущего года; освободить во II квартале от уплаты страховых взносов все пострадавшие компании, а не только субъектов МСП; освободить во II квартале от НДФЛ с части заработной платы в размере МРОТ сотрудников всех пострадавших компаний; при условии сохранения рабочих мест разрешить всем организациям и ИП уплачивать страховые взносы в размере 15% (с части выше МРОТ) до конца 2021 года, с возможным дальнейшим продлением льготы; исключить условие о существовании бизнеса более года для предоставления мер поддержки; распространить мораторий на банкротства на все пострадавшие предприятия, а не только на МСП; максимально упростить процедуру выдачи кредитов на поддержание занятости; внести ключевые предприятия, управляющие и владеющие торговыми центрами, в федеральный перечень системообразующих компаний (при обороте свыше 4 млрд руб.); отложить введение в действие всех принятых, но не вступивших в силу новых нормативно-правовых требований, затрагивающих ведение предпринимательской деятельности (в частности, по маркировке продукции, использованию новых технических устройств в транспорте); приравнять деятельность НКО к предпринимательской деятельности для получения мер поддержки.

 Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Помимо этого, в докладе уделено внимание необходимости проработки понятных и исполнимых правил возобновления работы и выполнения санитарно-эпидемиологических рекомендаций субъектами предпринимательства на основе сотрудничества и партнерства государства и бизнеса. В частности, предлагается поощрять в регионах лучшие практики открытия предприятий. Для примера приведен опыт Ульяновской области, где предприниматель при возобновлении работы подписывает декларацию об обязательстве обеспечить исполнение санитарно-эпидемиологических требований и в случае их нарушения понести ответственность, вплоть до уголовной, ввести жесткий режим безопасности (масочный режим, измерение температуры, порядок уборки). Данная декларация заполняется онлайн, к ней прикрепляется фотография с подтверждением выполнения требований и ознакомления с условиями ответственности.

Также Уполномоченный считает важным ввести механизмы компенсации бизнесу затрат (их части) на закупку средств по дезинфекции (термометров, СИЗ, тест-систем, бактерицидных облучателей и т. д.) либо предоставлять их организациям напрямую, предусмотрев на эти цели средства из федерального бюджета. В целом следует предусмотреть объективно необходимые меры санитарно-эпидемиологического характера, например, пересмотреть нуждаемость в бесконтактных термометрах и в бактерицидных облучателях воздуха для небольших компаний, больше уделять внимание профилактической и разъяснительной работе, а при выявлении нарушений в организации в качестве наказания назначать предупреждение.

_____________________________

1 С полным текстом ежегодного Доклада Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей можно ознакомиться на официальном сайте Уполномоченного (http://ombudsmanbiz.ru/2020/05/boris-titov-opublikoval-ocherednoj-ezhegodnyj-doklad-upolnomochennogo-pri-prezidente-rossii-po-zashhite-prav-predprinimatelej/#1).