Безвозмездное право пользования: три важных нюанса учета доходов по КОСГУ 186

Безвозмездное право пользования: три важных нюанса учета доходов по КОСГУ 186
wrangler/ Depositphotos.com

До 2019 года доходы от безвозмездного права пользования активами в любых ситуациях надо было отражать по коду КОСГУ 182.

С 2019 года такие доходы учитываются по разным подстатьям КОСГУ – в зависимости от статуса передающей стороны:

КОСГУ

Передающая сторона

182

Коммерческие / частные организации

185

Организации госсектора:

ГУП, МУП; госкорпорации и компании, публично-правовые компании

186

Организации сектора госуправления:

органы госвласти: федеральные и региональные; органы местного самоуправления; органы управления государственными внебюджетными фондами; государственные и муниципальные учреждения: казенные, бюджетные и автономные иные юрлица, осуществляющие полномочия ПБС

187

Иные лица. Например, физлица.

Пожалуй, чаще других, имущество в безвозмездное пользование передается и принимается внутри сектора госуправления. Соответственно, и КОСГУ 186 применяет значительное число учреждений. Обратим внимание на несколько важных нюансов, связанных с учетом доходов по этому коду и отражением его показателей в отчетности:

В связи с изменениями в применении доходных КОСГУ, был уточнен и порядок формирования Справки (ф.0503125). В частности, в целях консолидации соответствующих расчетов счет 0 401 40 182 был заменен на счет 0 401 40 186 – начиная с отчетности за 2019 год данные по этому счету в Справку (ф. 0503125) не включаются. У бюджетных и автономных учреждений нередко возникает вопрос: по какому виду финобеспечения следует учитывать доходы при получении имущества в безвозмездное пользование. Инструкции №№ 162н, 174н, 183н не дают прямого ответа не этот вопрос. Вместе с тем, специалисты Минфина России в письме от 22 октября 2019 г. № 02-07-10/81064 указывали: если имущество привлекается к использованию в рамках определенного вида финансового обеспечения, то и право пользования этим имуществом, как правило, отражается в бухгалтерском учете по этому же КФО. Данную позицию подтверждают и контрольные соотношения к годовой отчетности – 2019, размещенные на официальном сайте Федерального казначейства в разделе «Документы/ Учет и отчетность». В частности, требования к показателям Справки (ф. 0503710) позволяют учитывать доходы на счете 0 401 10 186 по КФО 2, 4, 7. Объекты учета по договору безвозмездного пользования должны быть отражены по справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды. Но какая из сторон договора должна определять справедливую стоимость арендных платежей? Минфином России подготовлен проект изменений в Стандарт «Аренда», и среди них – норма, которая окончательно разрешит вышеназванный вопрос. В Стандарте будет прямо указано, что определять справедливую стоимость должна передающая сторона. 

Это позволит обеспечить идентичность показателей у обеих сторон договора. Ведь, несмотря на то, что Стандарт «Аренда» не содержит требования о совпадении суммы справедливых арендных платежей у ссудодателя и ссудополучателя, Минфин России неоднократно указывал на целесообразность указания одинаковых сумм. Это особенно актуально в случае, когда сторонами договора являются организации государственного сектора, поскольку позволяет обеспечить сопоставимость данных бухгалтерского учета и повысить эффективность расходов бюджета.