Elnur_ / Depositphotos.com
Заказчик на основании проектной документации, прошедшей в установленном порядке государственную экспертизу, установил в документации об аукционе, также прошедшей согласование, требования к применяемым при выполнении работ материалам. При этом значения показателей характеристик товара были установлены с учетом дальнейшей эксплуатации реконструированного объекта капитального строительства (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2019 г. № 307-ЭС19-3608).
Участник, полагая, что заказчик нарушил правила описания объекта закупки установив требования к показателям товаров, используемым при выполнении работ, значения которых становятся известны только при испытании определенной партии товара, обратился с жалобой в антимонопольный орган. Жалоба участника была признана частично обоснованной, а заказчик – нарушившим требования п. 1-2 ч. 1 ст. 64, п. 3 ч. 3 ст. 66, п. 1-2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
Не согласившись с выводами антимонопольного органа заказчик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Между тем суды пришли к выводу, что решение антимонопольного органа противоречит положениям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Узнайте последние изменения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, пройдя обучение по долгосрочной программе профессиональной переподготовки, и получите диплом установленного образца
В частности, суды отметили, что при заполнении первой части заявки участнику не требуется проводить испытания, а достаточно указать характеристики и значения показателей характеристик товара в соответствии с требованиями документации об аукционе, показатели и характеристики в которой соответствуют техническим регламентам и требованиям в области стандартизации.
Также судьи подчеркнули, что целью правового регулирования проведения конкурентных процедур является не только обеспечение доступа к закупке как можно большему количеству участников, но и качественное удовлетворение потребностей государственного заказчика. При этом требование о соответствии используемых материалов ГОСТам, которое должен декларировать изготовитель, а не исполнитель работ, соответствует нормам и целям Закона № 44-ФЗ, способствует повышению эффективности, результативности осуществления закупок и не может ограничить круг участников закупки.
ВС РФ согласился с выводами нижестоящих судов и отказал антимонопольному органу в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.