Обострилась конкуренция, запустившая процесс «естественного отбора» среди игроков на рынке ТЛУ

Первый заместитель генерального директора АО «РЖД Логистика» рассуждает о состоянии рынка ТЛУ

Очевидно, что мировой рынок транспортно-логистических услуг (ТЛУ) устойчиво рос последние два года. В 2017 году его объем увеличился на 7,6%, в 2018 году — на 7,1%, достигнув $4 771,5 млрд. Реальный, а не номинальный рост наблюдается в последнее время и в России. В 2018 году отечественный рынок ТЛУ, несмотря на некоторое замедление темпов по сравнению с предыдущим периодом, увеличился на 7,3% и составил, без учета оборота трубопроводного транспорта, ₽3 572 млрд. И это довольно неплохой показатель.

Если говорить об основных негативных трендах в области грузоперевозок в 2018 году, то среди них можно выделить замедление темпов роста коммерческого грузооборота и грузоперевозок, а также существенные изменения в сегменте международных грузоперевозок, где стремление на увеличение импортного грузопотока, которое наблюдалось в 2017 году, меняется на противоположное. Но, с другой стороны, мы отмечаем рост внутрироссийских грузоперевозок, который связан, в первую очередь, с импортозамещением и растущим трендом на обслуживание рынка e-commerce. Кроме того, в прошлом году было зафиксировано увеличение грузоперевозок из/в Китая и в другие страны АТР, которые являются одними из самых перспективных направлений для нашей компании.

Помимо этого, в прошлом году продолжали усложняться цепочки поставок, изменялись традиционные маршруты, обострялась конкуренция, запустившая процесс «естественного отбора» среди игроков на рынке ТЛУ. Все это сопровождалось умеренным ростом тарифов на грузоперевозки.

Замедление темпов роста грузоперевозок связано в целом с ухудшением экспортной конъюнктуры, стагнацией внутреннего спроса, и это характерно для всех видов перевозок. На железнодорожном транспорте, например, грузооборот в 2018 году вырос на 4,2%, тогда как годом ранее – на 6,4%, на автомобильном в 2018 году рост составил 3,2%, а в 2017 году – 7%. Тут следует сказать, что в этих сегментах наблюдалась переориентация грузопотоков на страны АТР.

В грузообороте на территории России продолжает доминировать железнодорожный транспорт, так как именно на него приходятся перевозки сырья — основной перемещаемой товарной категории в нашей стране (88% грузоперевозок). Однако в сегменте грузов с высокой добавленной стоимостью сложился значительный перекос в сторону автотранспорта, что невыгодно ни грузоотправителям, ни государству. В результате формируется повышенная нагрузка на дорожную сеть, растет негативное воздействие на окружающую среду, при этом клиенты автотранспортных компаний нередко отмечают низкое качество сервиса. Причиной того, что российские железнодорожники уступили позиции в этом сегменте, стали более высокая гибкость и низкие цены автоперевозчиков, которых они добиваются в том числе за счет применения не всегда «прозрачных» схем работы.

В долгосрочной перспективе, по прогнозам экспертов, дисбаланс в перевозках грузов с высокой добавленной стоимостью будет сокращаться. Этому поспособствует консолидация автотранспортных компаний, усиление государственного контроля за их деятельностью и повышение стоимости услуг. Но при этом железнодорожному транспорту для усиления конкурентных позиций уже сейчас необходимо еще больше сфокусироваться на клиентском обслуживании и качестве сервиса.

На наш взгляд, состояние российского рынка транспортно-логистических услуг сегодня характеризуется следующими основными особенностями:

Доля аутсорсинга ТЛУ оценивается в 20%, в то время как среднемировое значение составляет 40–50%. Объем рынка относительно невелик и может быть при определенных условиях значительно расширен;
Передаваемые на аутсорсинг сервисы ограничиваются входящей и исходящей логистикой, в то время как во всем мире увеличивается доля передаваемой на аутсорсинг внутренней логистики и управления запасами. Стоит отметить, что доля аутсорсинга внутренней логистики и управления запасами в мире в целом невысока, около 12–14%, однако это сегмент с хорошей динамикой и значительным потенциалом роста;
В России по сравнению с другими странами выше доля базовой услуги транспортировки и ниже доля сервисов 3PL / 4PL. Это объясняется как высокой долей сырьевых грузов, так и дефицитом качественного предложения со стороны 3PL / 4PL-компаний.

При этом важно отметить, что Россия улучшает свои позиции в рейтинге Всемирного банка «Индекс эффективности логистики» (LPI – Logistics Performance Index) как в абсолютных значениях (оценочный балл в 2018 году составил 2,76 против 2,57 в 2016 году), так и в сравнении с другими странами (75 место в 2018 году против 99 места в 2016 году. В частности, возрос уровень по таким критериям как:

Эффективность таможенного и пограничного оформления;
Качество торговой и транспортной инфраструктуры;
Доступность организации конкурентоспособных (по цене) международных перевозок;
Компетенции и качество логистических сервисов;
Соблюдение сроков доставки.

В прошлом году «РЖД Логистика» продолжала укреплять свои позиции на рынке 3PL-услуг в России. Сейчас мы занимаем на нем 18%, в 2017 году этот показатель был на уровне 17%. Большой потенциал рынка дает возможность нашей компании и дальше наращивать свою долю с использованием конкурентных преимуществ – большого опыта в области организации комплексных логистических сервисов, наличия компетенций для развития технологий, применяемых клиентом, и их сопряжения с технологиями остальных участников транспортно-логистического бизнеса.

Основным направлением развития бизнеса «РЖД Логистики» остается совершенствование ключевых компетенций логистического оператора холдинга ОАО «РЖД», 3PL/4PL-провайдера, способного предоставлять своим клиентам как в России, так и за рубежом широкий спектр услуг. В 2018 году приоритетными направлениями для нашей компании стали организация и управление цепями поставок и логистический аутсорсинг, которые обладают высокой добавленной стоимостью (сюда же мы относим логистический консалтинг и аудит, контрактная логистика в рамках ЕРС-проектов), а также транспортно-экспедиционные услуги при перевозках грузов всеми видами транспорта. Это логистика контейнерных перевозок, в первую очередь на международных транспортных коридорах (МТК), грузовая логистика и перевозки для нужд ОАО «РЖД». Данные услуги рассматриваются «РЖД Логистикой» как базовый элемент портфеля, который помогает компании расширять базу клиентов и в дальнейшем предоставлять им комплексные сервисы. Кроме того, невозможно не отметить терминально-складские услуги, дистрибуцию и организацию перевозок мелких и сборных партий грузов в рамках сервиса «РЖД Экспресс», с помощью которого «РЖД Логистика» достигла существенных результатов в области обслуживания физических лиц, электронной коммерции и ретейла.

В ближайшие пару лет «РЖД Логистика», при сохранении основных направлений бизнеса, планирует:

Продолжить укрепление отношений с существующими клиентами за счет предоставления более сложных комплексных услуг с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей;
Диверсифицировать портфель заказов за счет более активного вовлечения промышленных предприятий полного цикла и высокого передела, ретейл-компаний и участников сегмента электронной коммерции;
Развивать принципиально новые сервисы в рамках существующих бизнес-направлений, в частности, скоростных перевозок RailJet, для обеспечения потребностей ускоряющейся международной торговли;
Выйти в сегмент 4PL-услуг по новым направлениям бизнеса, в которых в настоящий момент наблюдается рост спроса;
Расширять географию деятельности: развивать новые транзитные, экспортно-импортные контейнерные перевозки с вовлечением стран АТР и СНГ, а также развивать неконтейнерные маршруты с вовлечением стран из тех же регионов;
Продолжить создание партнерств на международном рынке с ключевыми транспортно-экспедиционными компаниями в целях привлечения стабильного грузопотока;
Развивать альтернативные транзитные мультимодальные маршруты с вовлечением портов Балтийского бассейна;
Расширять компетенции в области негабаритных и сверхгабаритных перевозок;
Участвовать в качестве генерального логистического провайдера в EPC-проектах;
Переходить от железнодорожных к мультимодальным сервисам логистического аутсорсинга и управлению цепями поставок.

Кроме того, «РЖД Логистика» в перспективе не исключает возможности точечного приобретения производственных активов с высоким потенциалом. Это позволит нашей компании получить дополнительные преимущества в условиях растущей конкуренции в сегментах 3PL / 4PL и возникающих ограничений в части получения базовых транспортных и складских услуг, необходимых для формирования комплексных логистических сервисов.

«РЖД Логистика» опирается в своем бизнесе на устойчивое развитие не только в социальном, экономическом и культурном, но и в экологическом аспектах. В своей ежедневной работе мы придерживаемся концепции «зеленой» логистики. Наши основные цели – уменьшение уровня вредных выбросов в атмосферу и оптимизация логистических издержек предприятий. На сегодняшний день железнодорожные перевозки являются наиболее экологичными по сравнению с другими видами транспорта. По удельному потреблению энергии железнодорожный транспорт выгодно отличается от других видов сообщений – при одинаковом расходовании ресурсов железные дороги выполняют значительно больший объем перевозочной работы. Кроме того, энергетическая эффективность железнодорожного транспорта в два-три раза выше автомобильного как в грузовых, так и в пассажирских перевозках. Загруженность российских автомобильных трасс и регулярные заторы на погранпереходах требуют перевода части грузопотока на железную дорогу. Фактор экологичности железнодорожного транспорта имеет особенно большое значение в больших городах и регионах с высокой плотностью населения. За счет переноса значительной части грузопотока с автомобильного на железнодорожный транспорт мы реально способствуем снижению негативного влияния компонентов транспортной системы на состояние окружающей среды.

Источник: ria-news.ru