Платформа «Сферум» – 3 в 1: соцсеть, система видеоконференций и база знаний

Платформа "Сферум" – 3 в 1: соцсеть, система видеоконференций и база знаний
Piscine / Depositphotos.com

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 с 10 декабря прошлого года по 31 декабря 2022 года в отдельных регионах России проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды. Сразу подчеркнем: не с целью замены традиционного формата обучения, а в качестве дополнительного механизма реализации образовательной деятельности – на этом постоянно акцентируют внимание представители Минпросвещения России.

Одной из задач эксперимента является создание и запуск информационно-коммуникационной образовательной платформы, функционал которой должен позволять, в частности, проводить групповые и индивидуальные видеоконференции, транслировать учебные занятия и создавать чаты для коммуникации участников образовательного процесса (п. 9 Положения о проведении на территории отдельных субъектов РФ эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды; далее – Положение).

Такой ресурс разработан – на прошедшей вчера пресс-конференции платформу «Сферум» презентовали Минпросвещения России, Минцифры России и непосредственно разработчики: ПАО «Ростелеком», Mail.ru Group и созданная ими компания «Цифровое образование». Платформа уже работает в тестовом режиме – в 15 пилотных регионах, выбранных в соответствии с порядком отбора субъектов РФ, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ от 22 декабря 2020 г. № 761): Астраханской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Сахалинской, Тюменской, Челябинской областях, Алтайском и Пермском краях, Ямало-Ненецком автономном округе. По состоянию на 31 марта к платформе подключены более 1000 школ из указанных регионов, общее число пользователей – свыше 28 тыс. человек. После подключения всех общеобразовательных организаций, находящихся на территории пилотных субъектов РФ, что позволит в том числе протестировать работу платформы в условиях высокой нагрузки, возможность использовать ее получат школы из других регионов – как подчеркнул заместитель генерального директора компании «Цифровое образование» Сергей Марданов, заявки от них уже есть.

 

Функционал платформы

«Сферум» фактически представляет собой образовательную социальную сеть: для каждой школы, использующей платформу, создается сообщество, участниками которого смогут стать учителя, ученики и их родители, – модерация осуществляется непосредственно выбранным образовательной организацией администратором (или несколькими), а значит, «лишних» людей в сообществе школы не будет. Внутри этого сообщества создаются подгруппы – классы, а в них – отдельные беседы по предметам (групповые чаты для учителей и учеников). Кроме того, платформа позволяет создавать общешкольные чаты – с выбором конкретных участников или всех зарегистрированных членов сообщества школы. В чатах можно обмениваться текстовыми сообщениями, файлами, осуществлять аудио- и видеозвонки – все, как в популярных мессенджерах. Пока на платформе могут регистрироваться только учителя и ученики, однако в планах разработчиков на ближайшую перспективу – подключение аккаунтов родителей, которые также получат возможность общаться в чатах друг с другом и с учителями.

Важная функция платформы – возможность проведения видеоуроков. К видеоконференции, запущенной конкретным учителем, может присоединиться 100 участников, ограничений по времени ее проведения нет. В меню видеоурока – чат звонка, возможность «поднять руку» (учитель получит соответствующее уведомление и включит микрофон этого ученика), демонстрация экрана и др. Предполагается, что видеоуроки будут использоваться в повседневной образовательной деятельности, например когда один или несколько учеников не могут физически присутствовать в школе в связи с болезнью или по иным причинам. Трансляция урока позволит им не только не пропустить изучение материала, но и активно участвовать в работе: отвечать на вопросы учителя, задавать свои, выполнять с одноклассниками групповые задания. В ходе пресс-конференции разработчики платформы подключились к трансляции урока одной из подмосковных гимназий и показали, как происходит взаимодействие учителя и класса с находящимся дома учеником. Стоит отметить, что качество изображения и звука действительно хорошее, что важно, так как не находящимся физически в классе ученикам нужно не только слышать учителя, но и видеть, что написано на доске или в демонстрационных материалах.

В перспективе режим видеоконференций планируется использовать для проведения родительских собраний – трансляция поможет тем родителям, которые не смогут приехать в школу, принять в них участие, а также для транслирования школьных мероприятий: концертов, соревнований и т. д.

Платформа предоставляет учителям возможность общаться в режиме видеоконференций друг с другом, в том числе с коллегами из других регионов. Видеозвонки на платформе уже используются, по словам Министра просвещения РФ Сергея Кравцова, для проведения совещаний с региональными министрами образования по оперативным вопросам. Надо полагать, что после реализации намеченной разработчиками задачи по созданию возможности проведения на платформе прямых трансляций с подключением до 10 тыс. человек в таком формате смогут проводиться и общероссийские образовательные конференции или совещания.

Отдельный раздел платформы – документы школы, в него могут загружаться текстовые файлы, видеозаписи и т. д. – любая важная для школы информация, в том числе методические материалы. В планах разработчиков – предоставление администраторам возможности настраивать режимы приватности документов образовательной организации для различных пользователей.

Как и все распространенные соцсети, платформа позволяет также публиковать статьи, фотографии, проводить опросы.

В ближайшей перспективе, по словам разработчиков, к платформе будут подключены электронные журналы и дневники. Также на ней появится календарь событий: расписание уроков, дополнительных занятий и школьных мероприятий. Более того, предполагается интегрировать платформу с одобренными Минпросвещения России сервисами, на которых размещается верифицированный образовательный контент.

 

Преимущества платформы

Для начала стоит подчеркнуть, что «Сферум» – полностью отечественная разработка, причем полностью бесплатная для государства. Безвозмездный характер создания и поддержки функционирования платформы закреплен нормативно – в п. 9 Положения. Компании-разработчики, как отметил первый вице-президент ПАО «Ростелеком» Владимир Кириенко, считают разработку, запуск и поддержание работоспособности удобной и качественной, в том числе с точки зрения информационной безопасности, образовательной платформы за счет собственных средств своей социальной ответственностью и намерены и дальше придерживаться такого подхода. Доступ пользователей к платформе, разумеется, тоже бесплатный.

Кроме того, платформа представляет собой действительно многофункциональный сервис, так как объединяет в себе возможности социальных сетей, мессенджеров и специальных сервисов для видеозвонков. При этом она может использоваться на любом смартфоне, планшете, ноутбуке или персональном компьютере – приложения доступны для операционных систем Android, iOS, Windows, MacOS, Linux.

Процесс регистрации на платформе довольно прост (подробная инструкция размещена на сайте платформы: сферум.рф): выбранный школой администратор должен подать заявку на подключение образовательной организации к платформе, а после регистрации школы зарегистрироваться сам. После этого он заполняет информацию о школе и создает подгруппы – классы, куда можно приглашать участников по ссылкам (это упорядочивает процесс модерации школьного сообщества). Для каждой ссылки можно определять срок действия, количество использований (сколько человек смогут воспользоваться ею для подключения к платформе), путь (класс, в который будет добавлен переходящий по ссылке учитель или ученик) и роль (ученик или учитель). Важно, что после регистрации участников ссылки можно аннулировать, с тем чтобы ими больше никто не мог воспользоваться. Если вариант с направлением ссылок-приглашений по каким-то причинам не подходит организации, ее учителя и ученики могут регистрироваться на платформе самостоятельно, подавая заявку на вступление в сообщество нужной школы. Однако и в этом случае решающая роль у администратора – он обрабатывает все заявки, отсекая таким образом вступление в сообщество школы посторонних. В любом случае для регистрации на платформе используется аккаунт в системе VK Connect (единый аккаунт для всех проектов Mail.ru Group): если у регистрирующегося лица его нет, он создается непосредственно в процессе регистрации по номеру мобильного телефона. Однако уже в ближайшее время появится еще один способ регистрации и авторизации на платформе – с использованием учетной записи в ЕСИА. Интеграция платформы с ЕСИА и порталом госуслуг, напомним, также является обязательным требованием в соответствии с Положением. Кроме того, прорабатывается возможность регистрации пользователей без использования номера телефона – это актуально для учеников младших классов, пока не имеющих собственных телефонов. 

 

***

Таким образом, использование платформы «Сферум» действительно позволит решить ряд важнейших задач: обеспечить возможность реализации образовательных программ в частично или полностью дистанционном режиме при необходимости (напомним, важность создания такой отечественной многофункциональной площадки для дистанционного обучения четко проявилась в прошлом году в условиях вынужденного перевода школьников на удаленку), объединить на единой площадке используемые образовательными организациями элементы электронного обучения и создать удобные условия для осуществления всех необходимых в рамках образовательного процесса коммуникаций.