Суд: учредитель не вправе взыскать с учреждения излишне выплаченную субсидию по своей ошибке

Суд: учредитель не вправе взыскать с учреждения излишне выплаченную субсидию по своей ошибке
Panubestphoto / Depositphotos.com

На днях Арбитражный суд Саратовской области рассмотрел непростое дело о том, как учредитель рассчитал сумму субсидии на государственное задание с ошибкой, в результате которой объем субсидии для подведа оказался завышенным.  Контрольно-аналитический комитет обнаружил нарушение при проверке. Орган-учредитель решил сумму переплаты взыскать с подведомственного учреждения в суде, но не тут-то было (Решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 октября 2021 г. по делу № А57-9364/2021).

Предыстория заключается в следующем. Министерство культуры при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на основе нормативных затрат не уменьшило сумму на объем дохода от платной деятельности учреждения. В итоге субсидию перечислили в излишнем объеме – 4,7 миллиона рублей. Ошибка выразилась в нарушении Бюджетного кодекса РФ, а также Положения о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг /выполнение работ и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного Правительством области.

Далее последовали суды двух инстанций, которые подтвердили позицию контролеров: размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания музея рассчитан Министерством с нарушениями. На этом основании Министерство сначала предложило музею добровольно возвратить часть субсидии, затем направило требование о возврате указанных бюджетных средств. Учреждение возвращать деньги отказалось и учредителю пришлось обратиться в суд.

Но суд отказал Министерству в удовлетворении исковых требований, указав на то, что:

учреждение – добросовестный получатель бюджетных средств, который надлежащим образом выполнил требования, установленные соглашением о предоставлении субсидии; вернуть деньги невозможно, поскольку они в полном объеме израсходованы на цели, на которые предоставлялись; правовые основания для взыскания с учреждения излишне выделенной субсидии на финансовое обеспечение государственного задания отсутствуют, так как порядок и источник возврата в данном случае не установлен ни законодательством РФ, ни соглашением. Условиями для возврата субсидии на выполнение задания в бюджет: или недостижение показателей государственного задания, или нецелевое использование. Иных оснований нет; согласно федеральному законодательству уменьшение объема субсидии на выполнение государственного задания в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении самого задания. Дополнительное соглашение об уменьшении госзадания на сумму оспариваемой переплаты учреждению не направлялось; согласно условиям соглашения, учредителю следовало направить расчет суммы, подлежащей возврату в бюджет. Однако, такой расчет учреждению не поступил, как и предложения по внесению изменений в соглашение. учреждением государственное задание выполнено в полном объеме и надлежащего качества, показатели, установленные соглашением достигнуты, что подтверждается подписанным между музеем и Министерством актом, прилагаемым к соглашению.

На этом основании суд встал на сторону учреждения. А учредителю придется самому отвечать за свою ошибку.